Проведём небольшой обзор трендов деятельности Ельцин Центра – по выражению журналиста и блогера Ильи Варламова, – «последнего островка свободы в России», в уходящем 2020 году.
Лицом Ельцин Центра станет европейская кухня,
«"не советская как таковая", а основанная на французских технологиях, как и положено русской кухне».
В июле 2020 года Ельцин Центр сменил руководителей своей ресторанной сети. Ими стали три топовых ресторатора Екатеринбурга. Новыми руководителями «Барбориса», «1991» и кафе «Буфет» стали Олег Ананьев, Кирилл Шлаен и Сергей Мокренко. Ресторан «Барборис» возглавил владелец «Хали-Гали и хинкали», в прошлом «The Борщъ», – Олег Ананьев. Он запустит веранды, расширит площади, подкорректирует меню, соберёт новый коллектив.
Владелец Simple Coffee Сергей Мокренко займётся развитием кафе «Буфет», которое расположено на входе в Ельцин Центр.
Ресторан «1991» возглавит ресторатор Кирилл Шлаен, известный по проектам Carbonara, Pinzeria Bontempi, Double grill & bar, «Агонь», и Sekta Organic Wine Bar. Подробностей, как изменится заведение на первом этаже президентского центра, пока не раскрывают.
Олег Ананьев:
«Меня пригласили, чтобы я вывел ресторан на новый уровень гастрономии и сервиса. «Барборис» будет флагманским рестораном, он будет представлять лицо Ельцин Центра. Моя задача — переформатировать его в лучшую сторону, более актуальную».
Ельцин Центр всё больше приобретает черты торгового центра, где всё большую роль играют кинотеатр, рестораны, развлекательные заведения. Всё здесь должно формировать человека «нового типа» и напоминать «счастливые 90-е годы», легендировать образ Президента Ельцина. // Источник
Эти шаги, по замыслу руководства, должны привлечь дополнительный поток посетителей в Ельцин Центр.
Кухня будет представлена в более широком формате – «не советская как таковая», а основанная на французских технологиях, как и положено русской кухне, говорит Ананьев. В блюдах будут использоваться местные, российские продукты – мясо, рыба, сыр. При этом не обойдется без азиатской нотки, акцента перуанской кухни. На балконе ресторана будут проходить препати, выступать приглашенные диджеи и музыканты.
Кино - привлекательный досуг и важный инструмент влияния
США активно и эффективно использует кинематограф для утверждения американских ценностей и идеи своего господства в мире.
Простые по сюжету, но зрелищные, голливудские фильмы XX века обеспечили господство американских кинематографа в мире. Кино сыграло большую роль в победе США в «холодной войне», завоевав симпатии советской молодёжи образом счастливой, свободной и сытой жизни в Америке.
Ельцин Центр также рассматривает свой кинотеатр как инструмент психологической работы, и его репертуар, как мы увидим ниже, очень тенденциозен.
«Николай любит Амстердам, но живёт в Подольске, мечтает о музыкальной карьере, но занимает скромную должность в районной газете. Внезапное задержание московской полицией вовлекает его в смешной и страшный аттракцион исход которого невозможно предсказать. Точно ли он находится в полицейском участке, кто эти требовательные интеллектуалы в погонах и откуда им всё про него известно?»
О художественно-философской теме фильма режиссёр Семён Серзин рассказал в интервью «Медузе»:
«Так организован любой контакт со структурами власти: ты априори должен пресмыкаться».
Абсурд ситуации, по Серзину, сложившейся вокруг Николая, попавшего в полицейский участок, состоит в том, что арестованного заставляют полюбить свою родину.
«Я не на стороне полицейских в фильме, потому что они, как это и водится, используют двойные стандарты. Они говорят, что ты имеешь право на выбор, но на самом деле человеку это право не оставляют. Это главная нестыковка их образа и их действий, – поясняет Серзин корреспонденту «Медузы. – Человек вправе сам выбирать, что ему любить и не любить. Абсолютно нормально не любить место, в котором ты живешь».
«Правда, в фильме есть еще один посыл – оглянись и рассмотри внимательно то самое место, где ты живешь и которое так не любишь».
Человек должен быть свободен от государства, утверждает Серзин.
«Этого ждет Фролов весь фильм, как и каждый, столкнувшийся с системой, – чтобы это закончилось и ты бы дальше жил своей жизнью».
С 3 декабря в Ельцин Центре – фильм Педро Альмодовара «Человеческий голос» по одноименной пьесе Жана Кокто. Показ на английском языке с русскими субтитрами.
С 10 декабря в Ельцин Центре – «лучший фильм о путешествиях во времени», классика Роберта Земекиса «Назад в будущее». Все показы пройдут на английском языке с русскими субтитрами.
"Кинопроба"
Также в Ельцин Центре активно организуются кинофестивали.
1 декабря в Екатеринбурге стартовал XVII Международный фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба». Молодые российские режиссёры в своём большинстве стали разочарованием для организаторов этого международного проекта, запущенного в 2004 году. Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Организаторы фестиваля: АНО «Д.К-Киноклуб», Свердловская областная организация Союза кинематографистов России, УрГАХУ.
Поддержку проекту оказывают Польский культурный центр в Москве, Посольство Эстонии в Москве, Генеральное консульство США в Екатеринбурге.
В 2020 году на «Кинопробе» представлено 134 картины, снятые студентами киношкол из 27 стран – России, Франции, Великобритании, Швеции, Германии, Франции и др.
Для того, чтобы проанализировать, что пошло не так у организаторов «Кинопробы», Мягкая сила ознакомилась с историей возникновения фестиваля, планами кураторов, в какой мере удалось и не удалось эти планы реализовать.
С 2004 года фестиваль проводится в Екатеринбурге, где сложилась знаменитая школа уральской анимации. Отсюда вышли такие режиссеры, как Александр Петров, обладатель «Оскара» в 2000 году за «Старик и море» – мультипликационный фильм по одноимённой повести Эрнеста Хемингуэя, Алексей Харитиди – лауреат Золотой пальмовой ветви в Каннах в 1995 году за мультфильм «Гагарин» и др.
С 2007 года фестиваль расширяет свои границы и включает в программу также короткометражное игровое кино, а с 2008 — документальное. С 2010 года в программе «Кинопробы» появились конкурсы для непрофессионалов. Примечательно, что по инициативе Фонда Бориса Ельцина в 2012 году в организацию воркшопа по документальному кино включилось Генеральное консульство США в Екатеринбурге.
Воркшоп по документальному кино в Екатеринбурге – лаборатория «Охота за реальностью: эпос, лирика, драма» – оказался под кураторством Генерального консульства США в Екатеринбурге, а площадкой для мастерской стал Ельцин Центр.
Руководителем образовательной программы в Ельцин Центре по проблемам нового кино и директором Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба» была определена Лилия Немченко, доцент Уральского федерального университета, кандидат философских наук, арт-критик.
Заказ на документальные фильмы к XIII Международному фестивалю-практикуму киношкол «Кинопроба» (2016) был сформулирован Комитетом по молодежной политике города Екатеринбурга:
«Все созданные за время сотрудничества «Кинопробы» и Ельцин Центра фильмы объединены общей серией «Альтернативная история 90-х».
Они документируют частные свидетельства людей, для которых 90-е стали катализатором творческой энергии, началом новой жизни. Героями фильмов должны стать жители нашего города, поменявшие свои профессии и образ жизни». // Источник
Под руководством режиссеров Елены Демидовой и Зои Киреевой съемочные группы создали два фильма, в центре внимания которых — Ельцин Центр и его внутренняя жизнь. Созданные в рамках воркшопа фильмы были представлены на церемонии закрытия фестиваля в 2016 году
Зоя Киреева (Екатеринбург) получила большую известность благодаря мультфильму «Девочка-дура», в котором «раскрыла своеобразный взгляд на мир со стороны ребёнка советского времени. Тут и познание мира, и первые разочарования, и безразличная глупость взрослого мира. Искренний, проникновенный мультфильм, отражающий бытие детских садов советского периода» (Из анонса фильма).
Призы за фильм «Девочка-дура»: · III Международный фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба» (Екатеринбург): Гран-при фестиваля, Приз зрительских симпатий, XII Открытый Российский фестиваль анимационного кино (Суздаль-2007), 18-й российский кинофестиваль «Кинотавр» (Сочи), Международный анимационный фестиваль (Аннеси, Франция): приз за лучший дебют, МКФ «Послание к человеку» (Санкт-Петербург), V Московский фестиваль отечественного кино «Московская премьера», XV Фестиваль российского кино
«Окно в Европу» (Выборг): Приз «Серебряная ладья» — «За большое маленькое кино», Международный фестиваль детского анимационного кино «Золотая рыбка»: приз за лучший дебют, Санкт-Петербургский международный фестиваль короткого метра «Open Cinema»: Приз в категории анимация «За яркое и самобытное вхождение в большой кинематограф» o МКФ (Эдинбург, Шотландия), Международный анимационный фестиваль «Fantoche»(«Фантош») в Бадене (Швейцария): Главный приз фестиваля «Хай риск», МФАК «Cinanima» в Эшпиньо (Португалия): приз фестиваля, V Международный фестиваль анимационных искусств «Мультивидение»: Гран-при · 2008, Премия «Белый Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России, за лучший анимационный фильм[9] o МКФ «КРОК»: Приз категории III (дебюты), МКФ «КРОК»: приз за лучшую женскую роль от Ивана Максимова — героине фильма «Девочка-дура» 2007 — приз за лучший дебют на Международного фестиваля анимационных фильмов в Анси.
О художественной ценности «Девочки-дуры» Зоя Киреева рассказала в своём интервью «В России невозможно создать кинопроизводство».
«На мой вопрос, насколько было важно, чтобы в «Девочке-дуре» ясно читались приметы советского времени, советского быта 1980-х, ведь история в принципе универсальная, подходит к любому времени, Зоя ответила, что
«это было очень важно. Хотелось рассказать эту историю на фоне поблекших красок воспоминаний – казёнщины советского детского садика с его кафельным полом, с кашей в огромных жбанах, с ясно ощущаемыми запахами из кухни (дети ближе к земле и яснее воспринимают запахи), с орущими толстозадыми воспитательницами, когда мир взрослых существует как бы отдельно от детского и диктует свои правила, поэтому все взрослые в фильме показаны без голов, анонимно».
— А сейчас в детских садах по-другому? – интересуюсь я.
«По-другому. Нет толстозадых воспитальниц – все стройные. Всё красиво, много игрушек. А когда мы специально приезжали записывать детские реплики, нам нужен был помимо прочего детский плач, то были удивлены, как легко дети переносят уколы – им как раз ставили прививки. Никто не заплакал. Хотя, возможно, это моё личное субъективное восприятие – некоторые говорят, что в их советском детстве всё было замечательно».
— То есть вы создавали своего рода документ эпохи, с субъективной точки зрения? – переспрашиваю.
«Да. Хотя, бывало, на зарубежных фестивалях после показа «Девочки-дуры» ко мне подходили молодые девушки – все в пирсинге и татуировках, и благодарили за то, что как я точно показала их личный опыт. А я им: ну как же вы можете знать советскую жизнь?»»
1 декабря 2017 года в Екатеринбурге уже стартовали два воркшопа. Воркшоп по документальному кино «Место встречи — Ельцин Центр», которые возглавили Денис Клеблеев (Москва) и Зоя Киреева (Екатеринбург).
Сценарный тренинг провела Любовь Мульменко (Москва). К закрытию фестиваля 4 декабря оба воркшопа представили результаты своей работы в Ельцин Центре.
"Мешают советские штампы"
Лилия Немченко — директор международного фестиваля «Кинопроба» — утверждает: «очень важно, чтобы в обществе была установка на свободу быть лузером»
«Я в прошлом году на сценарном питчинге «Человек труда» читала сценарии – понятно, откуда «привет». …Живот болел от смеха. Откуда у людей все эти штампы из соцреалистических производственных романов о борьбе хорошего с лучшим? Значит, как-то учуяли, что нужно, и на генетическом уровне воспроизвели это в риторике, сюжетах. Я читала и думала: «Ребята, вас же тогда ещё не было в помине, и родители ваши были совсем ещё молодыми людьми». Даже я не застала производственных пьес, которые печатали в журнале «Театр», к примеру, в 1950-х годах. Не думаю, что они взяли подшивку и читали. Что-то такое происходит удивительное. Люди это считывают»
«В воздухе носится охранительная бацилла. …Хотя бы работы из Мексики и Латинской Америки – туши свет, ставим 18+, потому что там каждый второй фильм о насилии, ЛГБТ-сообществе. Это людей волнует, они как-то реагируют». «…Есть очень много иностранных картин, связанных с критикой неонацизма и неофашизма. Они есть в Германии, странах Латинской Америки, Ближнего Востока. У нас такой проблемы, будто, не существует вовсе, хотя мы понимаем, что это не так».
В российских фильмах, считает Немченко, молодые режиссёры мало обращаются к социальному контексту.
«Больше к природному, социально бесконфликтному. Понятно, что есть среда, но это, как в советское время говорили, что есть конфликт между хорошим и очень хорошим. Немножко инфантильно всё – раз, смелости нет – два. …Про время очень сложно понять из фильмов, которые сейчас снимают. Кадры красивого Севана – это замечательно, с природой повезло. Но почему бы не снять Чусовую – ведь на ура пойдёт? Только что за этим? Вот перед первым сентября выяснилось, что в трёх тысячах школ нет нормальных туалетов, – очень интересная история на фоне полётов в космос, например, но я ни разу не видела картину про это».
«Я думаю, что кино не порождает реальность, но оно может влиять на неё. …Мне кажется, в сегодняшней ситуации общество отсутствует. … Нет общества. …Почему отсутствует социальная проблематика? Если документалисты снимают на деньги Фонда кино, понятное дело, они не будут делать кино про то, что Крым не наш. Хорошо, чтобы ещё на воле остаться…».
«Понятно, почему возникает фигура Цоя: всё открытое в 1990-е практически не входит сейчас в повестку дня – и тут звучит гениальная песня «Перемен»… Мне это особенно ясно, потому что у нас есть зал свободы в «Ельцин Центре», где все открытия 1990-х перечислены – смотришь на всё это и понимаешь, что хочется снова услышать Цоя. Хотя конформистское сознание не предполагает…».
«может, потому что студенты не исследует собственную сексуальную идентичность?». «Может быть, эта отчуждённость к чужой жизни связана и с отчуждённостью к себе?». // Источник
Лилия Немченко:
«В Перми есть среда, в Екатеринбурге есть среда – и если с ней начать работать, развивать её – в ней захочется жить, появятся новые идеи и герои. Так что, создаём среду».
Ещё одним событием декабря 2020 года в Ельцин Центре является V фестиваль короткометражного кино Kinematic Shorts.
Все зарубежные фильмы показаны на языке оригинала с русскими субтитрами. Международный фестиваль Kinematic Shorts появился благодаря программе короткометражных фильмов и анимации, которая была запущена в 2012 году компанией Tree Films. Фильмы отбирались на главных международных фестивалях короткометражного кино.
Проект перерос формат короткометражного альманаха и трансформировался в фестиваль, который продолжает представлять главные короткометражные новинки российской аудитории, давая возможность зрителям участвовать в выборе победителя и размышлять о глобальных демократических ценностях.
Представлены: Официальная программа кинофестиваля Sundance, США, 2020;
Официальная программа фестиваля короткометражного кино в Клермон-Ферран, Франция, 2020;
Официальная программа кинофестиваля в Торонто, Канада, 2020.
Официальная программа кинофестиваля в Палм-Спрингс, США, 2020;
Официальная программа кинофестиваля BFI, Великобритания, 2020;
Официальная программа кинофестиваля LEEDS, Великобритания, 2020.
Фестиваль Ural Music Parties
Организатор обещал «полное погружение в изысканное наслаждение музыкой», «великолепный звук и атмосфера клуба Center», «удобные места за столиками» и «обширную барную карту».
12 ноября — Квартет Антона Горбунова (джаз, Москва)
13 ноября — Tony Karapetyan & ProJazzGroup (модерн-джаз, Нижний Новгород)
15 ноября — Funky Bizness Gang (джаз-фанк, Екатеринбург)
18 ноября — Kickin’ Jass Orchestra (новоорлеанский джаз, Екатеринбург)
19 ноября — Lollypop Lorry (carribean music, reggae, Екатеринбург)
21 ноября — Gnoomes (шугейз, психоделик-поп, Пермь)
25 ноября — Nuggers (brass-core band, Екатеринбург)
28 ноября — Максим Свобода и Кристина Кошелева (альтернативный поп-рок, Москва)
29 ноября — Soul Surfers (фанк, соул, Нижний Новгород)
2 декабря — Elizarov’s Lovely Hearts Club Band (программа из песен The Beatles, Екатеринбург)
3 декабря — Q-Band (диско-фанк, поп, Екатеринбург)
Стоимость билета составляла 500 рублей, клуб Center гарантировал работу с соблюдением всех рекомендаций Роспотребнадзора.
Следите за новостями, подписывайтесь на нас в Твиттер и Инстаграм.
Также Вы можете поддержать развитие проекта «Мягкая сила», сделав благотворительное пожертвование.