В начале сентября 2020 года на фоне протестов в Республике Беларусь в редакцию проекта «Мягкая сила» поступил довольно интересный документ – проект запроса Агентства США по международному развитию (USAID, деятельность организации запрещена в РФ), курируемое разведсообществом США, в госдеп на СРОЧНОЕ выделение в конце 2019 года денежных средств в размере 1,6 млн. долларов США для реализации проектов на белорусском направлении.
Запрос подготовлен от имени директора бюро USAID в Европе и Евразии Брока Бирмана специально для директора Управления внешней помощи государственного департамента США Джеймса Ричардсона, который непосредствено отвечает за согласование бюджета неправительственной организации с американским правительством. Из документа также видно, что в его разработке приняла участие директор Управления по распределению бюджета и ресурсов офиса USAID в Вашингтоне Триша Шмитт.
«Пройдёмся» коротко по биографии наших героев, чтобы лучше понимать их истинные намерения при оказании «помощи» народу Республики Беларусь.
Брок Бирман
Пришёл в USAID в январе 2018 года, ранее занимал должности в Федеральном агентстве по управлению в чрезвычайных ситуациях (FEMA, аналог российского МЧС), Министерстве внутренних дел США (Department of the Interior), в Палате представителей Род-Айленда.
Профиль гражданина в Твиттере: @bbiermanusaid
На Веб-сайте USAID отмечается, что Бирман посвятил более 20 лет своей жизни на реализацию проектов в частном секторе (видимо, работал в ЦРУ США). Со своей стороны сделаем акцент на том, что FEMA является одним из подразделений Министерства внутренней безопасности США.
Брок Бирман неоднократно приезжал с визитами в Минск, а также хорошенько «наследил» в Грузии и Азербайджане.
В статье проекта Dev.by, который пишет в основном об ИТ-индустрии в Беларуси приводятся слова Бирмана по поводу задачи USAID в Белоруссии:
«Основная цель USAID в Беларуси заключается в поиске и установлении связей с представителями отечественного бизнеса. Также Агентство может сыграть роль посредника между белорусскими и американскими компаниям.»
Подобные «благие» цели USAID преследовало и в России до того как ему в 2012 году дали хорошего пинка.
Джеймс Ричардсон
Являлся координатором целевой группы USAID по трансформации, где под его руководством произошла реорганизация агентства, были созданы новые бюро и открыты офисы в различных странах. Параллельно со своей деятельностью в области преобразований он работал над вопросами USAID в сфере политики, планирования и обучения. Джеймс отвечал за стратегическое планирование, разработку политики агентства, стандартов мониторинга и оценки, а также координировал деятельность международных доноров.
На Веб-сайте госдепа указано, что Ричардсон от имени госсекретаря США координирует распределение 35 млрд долларов США, выделяемых на так называемую «внешнюю помощь» Вашингтона другим странам через USAID. Проще говоря, именно он отвечает за то, в какой стране разгорится пламя очередной «цветной революции», профинансированной США.
Также отмечается, что Джеймс Ричардсон имеет 20-летний опыт работы в правительстве США. До прихода в администрацию Трампа он занимал пост главы администрации конгрессмена Майка Помпео, курировал его офисы в Вашингтоне (округ Колумбия) и Уичито (штат Канзас). Организовывал предвыборную кампанию Трампа. Работал с подкомитетом по ассигнованиям на оборону Палаты представителей для конгрессмена Тодда тиара, Комитетом по вооруженным силам Палаты представителей для конгрессмена Джима Рюна и сенатским комитетом по международным отношениям для сенатора Джона Эшкрофта.
Джеймс – выпускник Военно-воздушного командно-штабного колледжа ВВС США (ACSC), а Майк Помпео, к слову, является бывшим директором ЦРУ США. Ну чем Ричардсон не разведчик?!
Триша Шмитт
Бывший сотрудник отдела здравоохранения Административно-бюджетного управления (Office of Management and Budget) при администрации президента США. До прихода в USAID в сентябре 2018 года занимала должность заместителя помощника секретаря по бюджету в департаменте США по делам ветеранов. Заботилась об американских ветеранах, предоставляя им доступ к льготам и услугам, в том числе медицинским.
По всей видимости, в качестве волонтёра «Корпуса мира» в Гватемале под прикрытием медицинского работника Триша Шмитт проходила «обкатку» в разведорганах США.
Высокую концентрацию американских спецслужбистов в представленном документе можно зафиксировать даже человеку, не знакомому с историей разведорганов США.
Одними из основных вопросов при анализе представленного документа являются:
- На что просят выделить деньги сотрудники USAID?
- В чем срочность выделения этих средств?
- Каково истинное предназначение американских денег?
На эти и другие вопросы наш отдел расследований постарался найти ответы путём мониторинга открытых информационных ресурсов.
Начнём с того, что запрос подготовлен в рамках «Программы помощи Европе, Евразии и Центральной Азии» (AEECA), которая была разработана госдепом при участии разведсообщества США для «оказания помощи бывшим новым независимым государствам бывшего Советского Союза и Центральной Европы в построении демократических систем и свободной рыночной экономики».
Только на «демократическое преобразование» Украины с 2012 по 2018 гг. по программе AEECA госдеп потратил почти 1 млрд. долларов США. Примечательно, что наибольшее финансирование пришлось на 2016 год (535 млн. долларов США), когда в стране назрел серьезный политический кризис, явившийся прямым следствием Майдана 2014 года. Подробно о том, что на тот момент творилось на Украине можно прочитать в Википедии.
Таким образом, можно смело утверждать, что американцы закрепились на Украине отчасти благодаря денежным перечислениям по программе AEECA.
Если США удалось закрепиться на Украине, то почему бы не попробовать тот же вариант с Белоруссией?
USAID/Belarus
Обратим внимание на описание работы миссии USAID в Белоруссии. Очевидно, что деятельность разведструктуры США на белорусском направлении обеспечивает офис, расположенный в Киеве.
То есть, USAID/Belarus – это составная часть USAID/Ukraine. Это важно зафиксировать для понимания логистики денежных потоков и ресурсов для подготовки спецоперации по смену политического руководства Белоруссии.
Основную ставку в своих проектах в Республике Беларусь американцы очевидно делают на стимулирование процессов в рыночной экономике страны. Вашингтон ожидает, что в связке с общественными организациями и агентурой влияния в органах госуправления элементы частного сектора экономики способны возглавить народное недовольство и привести подопечных США к власти. Без поддержки белорусского бизнеса революция может затормозить.
А теперь посмотрим на что же были выделены 1,6 млн. долларов США в 2019 году.
«Срочная реализация проектов и административной и надзорной деятельности, которая обеспечит непрерывность реализации основных проектов и программ USAID/Belarus по политическому преобразованию Белоруссии, их оценке, в также операций страновых офисов. Эти средства помогут партнёрам повысить свою устойчивость к пагубному влиянию России, укрепить европейскую сплоченность, управление, повысить конкурентоспособность, усилить безопасность США и расширить экономические возможности США».
То есть, по логике USAID, финансирование проектов в Белоруссии имеет прямое отношение к обеспечению безопасности США и выступают инструментами борьбы с Россией на геополитической карте мира. Ничего не напоминает?
800 тыс. долларов США запрошено на «Расширение участия в политических процессах в Республике Беларусь».
В документе говорится, что «досрочное выделение средств для влияния на политические процессы позволит USAID оказать критическую поддержку в проведении мероприятий, связанных с предстоящими президентскими выборами, намеченными на август 2020 года. Очевидно, что основной акцент американцами делался именно на предстоящие выборные процессы и связанные с ними категории (наблюдатели, оппозиция и т.д.):
«Своевременное финансирование позволит обучать наблюдателей за выборами, укреплять навыки для более эффективной работы с гражданами и развивать стратегии партийной коммуникации. Эта деятельность также будет поддерживать продемократические силы в Беларуси и сосредоточена на эффективных альтернативах кремлевским посланиям вокруг выборов. Кроме того, денежные средства позволят способствовать конструктивному общественному дискурсу, поощряющему сомнения и критическое мышление, чтобы противостоять пагубным усилиям белорусских властей, препятствующим формированию независимого мышления».
В качестве главного риска в случае не выделения госдепом 800 тыс. долларов США приводится следующий аргумент:
«Миссия также упустит важнейшую возможность поддержать избирательный процесс в таких областях, как: мошенничество с голосами избирателей; восприятие гражданами своих ролей и обязанностей; вовлечение и мобилизация граждан для демонстрации обществу того, что существуют альтернативные варианты выбора. Задержка финансирования негативно скажется на возможности развития успеха программы в расширении пространства для политического дискурса, стимулировании политических дебатов и общественного диалога».
Стоит отметить, что USAID демонстрирует прагматизм, свойственный Западу, включая в свою работу оценку реализуемых проектов, на которую Миссия в Белоруссии запрашивает 400 тыс. долларов США:
«160 тыс. долларов США требуется для оценки портфеля экономического роста, который первоначально планировалось реализовать в 2019 финансовом году, но было отложено из-за отсутствия финансирования. Миссия не проводила никаких оценок в 2019 году. Эта оценка теперь перенесена на первый квартал 2020 года, поэтому срочно необходимы средства для досрочного высвобождения средств и завершения ранее согласованной оценки, которая также будет использована для информирования о новой деятельности по развитию предпринимательства, которая должна быть разработана и представлена в контрактное бюро USAID к началу февраля 2020 года».
Совпадение это или нет, но в феврале 2020 года как раз состоялся визит в Минск главы госдепартамента США, экс-директора ЦРУ Майкла Помпео.
Не забыли американцы и про оценку эффективности своих вложений в белорусский некоммерческий сектор:
«240 тыс. долларов США предназначены для оценки работы Миссии по укреплению гражданского общества и наращиванию потенциала. Для того, чтобы оценка была проведена в 2020 финансовом году, в начале финансового года должны быть предоставлены средства, позволяющие миссии завершить разработку проекта, заключить контракт с исполнителем и получить оценку к концу 2020 финансового года. Результаты этой оценки будут использованы для разработки модели последующей деятельности гражданского общества в Республике Беларусь по мере завершения текущей деятельности в 2021 году».
На административные расходы Миссия требовала 400 тыс. долларов США для обеспечения непрерывности своей работы в «критический момент времени». Очевидно, что подготовка к госперевороту в Белоруссии начался заблаговременно и всё шло по заранее заготовленному сценарию.
«Без финансирования миссия не сможет нанять критически важного сотрудника в области частного сектора, координатора по связям с общественностью в области развития, а также финансировать необходимый переезд из посольства США в общие офисные помещения».
То есть специалисты USAID работали под крышей посольства США в Минске, а в период подготовки сценария по смене власти перебрались в более комфортные офисные помещения. Неужели этих процессов никто в КГБ Республики Беларусь не заметил?
Чтобы понять к чему готовиться Российской Федерации после избирательной кампании 2024 года проанализируем основные сферы, на которые были выделены американские доллары в Республике Беларусь:
- Программа расширения политического участия в Белоруссии (Increasing Political Participation in Belarus Program);
- Укрепление гражданского общества и независимых СМИ в Беларуси (Civil Society and Independent Media Strengthening in Belarus);
- Поддержка инновационной экономики в Беларуси (Supporting Innovative Economy in Belarus);
- Гражданское образование, консолидация граждан (Civic Education, Citizen Participation and Public Accountability);
- Доступ к венчурному финансированию в Беларуси (Access to Venture Funding in Belarus).
Таким образом, российской политической власти уже сейчас необходимо подумать о том, каким образом охвачены указанные сферы и какие инициативы в них реализуются, причём не только на бумаге.
Мы будем продолжать наблюдать за активностью неправительственных фондов США в России и за рубежом. Следите за новостями, подписывайтесь на нас в Твиттер и Инстаграм.
Также Вы можете поддержать развитие проекта «Мягкая сила», сделав благотворительное пожертвование.