Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов (род. 8 марта 1939) — советский и российский учёный-философ, специалист по этике. Академик РАН, доктор философских наук, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой этики МГУ, научный руководитель Института философии РА, директор Института философии РАН.
Абдусалам Гусейнов возглавил Институт философии РАН
Институт философии Российской академии наук (РАН) после конфликта вокруг назначения нового директора возглавит его научный руководитель, доктор философских наук и академик Абдусалам Гусейнов. Об этом сообщил научный руководитель программы «Политическая философия» Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинки») Григорий Юдин, информацию подтвердил источник РБК в Минобрнауки. // РБК. 27.12.2021. Институт философии РАН после конфликта возглавит его научный руководитель.
Абдусалам Гусейнов родился в ауле Алкадар Касумкентского (ныне Сулейман-Стальского района) Дагестанской АССР. Отец происходил из духовного сословия и был учителем начальных классов.
В 1956 году поступил на философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, который окончил в 1961 году с квалификацией «Преподаватель философии и основ марксизма-ленинизма».
с 1965 по 1970 годы — преподаватель кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ, преподавал на факультете журналистики диалектический и исторический материализм.
Осенью 1970 года — летом 1971 года прошёл 10-месячную научную стажировку в Берлинском университете имени Гумбольдта, где, видимо, и был завербован западными разведками.
В 1970—1987 годах — преподаватель кафедры этики философского факультета МГУ.
С 1987 года работает в Институте философии РАН: : заведующий сектором (лабораторией) этики (1987—1994), заведующий отделом социальной философии и философской антропологии (1991—1994), в 1994—2005 годах — заместитель директора института. В 2006 — 2015 годах — директор Института философии РАН, с 2015 по 2021 годы — научный руководитель Института философии РАН.
В качестве приглашённого профессора читал курсы лекций в Университете им. Гумбольдта, Карловом (Прага), Латвийском и ряде других европейских университетов.
Открыватель технологий Джина Шарпа для России
Экспертов «Мягкой силы» не может не беспокоить тот факт, что Абдусалам Гусейнов уже более тридцати лет распространяет в России учение американского технолога «цветных революций» Джина Шарпа.
Собственно, Гусейнов и стал первооткрывателем идей ненасильственного протеста в позднем СССР.
В 1988 году вокруг сектора этики Института философии АН СССР, возглавляемого Гусейновым, был создан Научно-просветительский центр (общество) «Этика ненасилия».
В 1989 году на фоне падения Берлинской стены, состоялась первая международная конференция «Этика ненасилия», главным организатором которого стал вышеупомянутый научно-просветительский центр. На конференции «Этика ненасилия» присутствовали философы, ученые и активисты из девяти стран (Австрия, Великобритания, Германия, Индия, Канада, Польша, СССР, США, Франция).
Среди них были такие известные участники и идеологи ненасильственного движения, как Жан Госс (Jean Goss), Анджей Гжегорчик (Andrzej Grzegorczyk), Роберт Холмс (Robert Holmes), Джин Шарп (Gene Sharp), Роленд Фогт (Roland Vogt). От принимающей стороны с докладами выступили такие философы, как Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов, Вячеслав Семенович Степин, Юрий Николаевич Давыдов, Рубен Грантович Апресян, Валерий Александрович Подорога и др.
По итогам конференции в 1991 году Научно-просветительский центр (общество) «Этика ненасилия опубликовал сборник из 28 статей. Под соответствующими разделами в сборнике затрагивались следующие темы: «Понятие ненасилия», «Ненасилие и глобальные проблемы человечества», «Ненасилие и самосовершенствование личности», «Идея ненасилия в истории общественной мысли», «Исторический опыт и технология ненасильственной борьбы».
Деятельность научно-просветительского центра «Этика ненасилия» продолжалась до конца правления Бориса Ельцина — с 1988 по 1999 годы.
Центр организовывал круглые столы, онлайн-конференции, школы для учителей, семинары для журналистов. Помимо материалов конференции 1991 года, были опубликованы три сборника статей.
По итогам конференции в 1991 году Научно-просветительский центр (общество) «Этика ненасилия опубликовал сборник из 28 статей. Под соответствующими разделами в сборнике затрагивались следующие темы: «Понятие ненасилия», «Ненасилие и глобальные проблемы человечества», «Ненасилие и самосовершенствование личности», «Идея ненасилия в истории общественной мысли», «Исторический опыт и технология ненасильственной борьбы».
В 1992 году А. Гусейнов опубликовал в журнале «Философские науки» перевод статьи Джина Шарпа «Ненасильственная борьба: лучшее средство решения политических и этических конфликтов» и его компендиума «198 методов ненасильственных действий» в журнале «Философские науки» [10; 11].
Это дало толчок популярности идей Шарпа, нашедшей отражение в обширной публикации журнала «Вопросы философии» за 1992 год, в которой были представлены как статьи классиков «ненасилия», так и отечественных авторов по насилию и ненасилию [6: 5-38; 7: 39-53; 3: 54-64; 2: 65-66; 5: 66-71; 4: 76; 8: 82-94].
Деятельность научно-просветительского центра «Этика ненасилия» продолжалась до конца правления Бориса Ельцина — с 1988 по 1999 годы.
Центр организовывал круглые столы, онлайн-конференции, школы для учителей, семинары для журналистов. Помимо материалов конференции 1991 года, были опубликованы три сборника статей.
ДЖИН ШАРП: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАГИАТ ИЛИ
«КЛАССИКА ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ»? Р. Г. АББАСОВ О СТАТЬЯХ ГУСЕЙНОВА И ШАРПА
Приведём анализ идей Шарпа и Гусейнова Р.Г. Аббасовым (Белгородский государственный национальный исследовательский университет), опубликованный в Научных ведомостях // Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 24 (245). Выпуск 38 135
Гусейнов
<…> пишет в одной из этих публикаций:
«Ненасильственное движение имеет своих активистов, лидеров, однако один из важнейших признаков, по которому руководители выделяются среди остальных участников борьбы, состоит в том, что они в первую очередь и охотно принимают на себя возможные и, как правило, неизбежные репрессии (выделено нами)» [4: 79].
Вот теперь понятно: репрессии тиранов – это плохо, а репрессии «революционеров» – это хорошо… Кто же нам разделит «плохие» и «хорошие» репрессии? Прямо как в стихах В.В. Маяковского: Кроха сын пришёл к отцу, и спросила кроха… Кто же этот моральный Отец, который авторитетно ответит либеральным крохам? Наверное, сам Шарп.
Если не вдаваться в подробный анализ текстов, а лишь вчитаться в шарповские «198 методов ненасильственных действий», мы обнаружим столь же парадоксальные с точки зрения логики «насилия – ненасилия» моменты.
Приведём из первого раздела «Методы ненасильственного протеста и убеждения» такие политехнологии (по их номерам в авторском исполнении), которые разумеется, предполагаются со стороны оппозиции легитимной власти: 1. Публичные выступления; 2. Письма протеста или поддержки; 3. Декларации организаций и учреждений; 4. Публичные заявления, подписанные известными людьми; 5. Декларации обвинения и намерений; 6. Групповые или массовые петиции; 7. Лозунги, карикатуры и символы; 8. Знамена, плакаты и наглядные средства; 9. Листовки, памфлеты и книги; 10. Газеты и журналы; 13. Депутации; 15. Групповое лобби; 16. Пикетирование.
Мы убрали из списка «методов» очевидные наработки XXI века типа различного рода перформансов и т.п. Можно задать риторический вопрос: А что тут нового, что отличает действия «ненасильственных революционеров» от «насильственных», начиная от времён Французской революции и до наших событий февраля и октября 1917 года? Ничего… Всё новое оборачивается хорошо забытым старым: перед нами просто-напросто методы идеологической подготовки свержения легитимной власти, что само по себе с юридической точки зрения является насилием над существующей государственностью, часто олицетворённой и персонифицированной. Пример из наших времён: допустим, что В. Янукович ушёл под воздействием вот этих «карикатур, публичных выступлений, петиций, депутаций и т.п.». Ушёл… Но что потом последовало? Не просто угроза насилия, но разгул террора по всей стране. Также было и в либеральной «бескровной» революции в феврале 1917 года в России.
Допустим, что следующий методы «Символические общественные акции» вообще «безобидны»: 18. Вывешивание флагов, использование предметов символических цветов; 19. Ношение символов; 20. Молитвы и богослужения; 21. Передача символических объектов; 22. Раздевание в знак протеста; 23. Уничтожение своей собственности; 24. Символическое зажигание огней (факелы, фонари, свечи)… Стоп! Факелы в нацистских шествиях, как и в акциях их бандеровских приемников, «ненасильственны»? Ну, может быть… Только символы носят в себе бесконечное разворачивание смыслов: в факелах нацистов горело пламя Холокоста, а в факелах их наследников – люди, сгоревшие в Доме профсоюзов Одессы и в пожарищах войны на Донбассе.
А вот ещё перл: 161. Ненасильственное психологическое изнурение оппонента… Вот это как можно «ненасильственно изнурять»? Канючить у треклятого Януковича: «Витя, ну отдай, коррупционер, власть…»? Или: 173. Ненасильственная оккупация… Пришли усталые и вооружённые винтовками караульные в Учредительное собрание или боевики с битами и зажигательной смесью в Верховную раду и говорят: всё, хватит, кончилась ваша власть! И те, легитимная выбранная народом власть, этак бочком-бочком и скрылись ненасильственно в коридорах истории…
Но есть и ещё интереснее: в разделе «Методы отказа от политического сотрудничества» мы находим под номером 148 такой «ненасильственный метод», как «мятеж». Это с каких пор «мятеж» выступает этаким действием Санта Клауса в Новогоднюю ночь на киевском майдане или в любом другом месте применения шарповских технологий «ненасилия»? Ну, тогда и штурмы Версальского или 140 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 24 (245). Выпуск 38 Зимнего дворцов был «ненасильственными действами»… Что здесь нового? Уж лучше бы Шарп не занимался фальсификацией истории и идей Льва Толстого, Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга, и, чтобы избежать откровенного плагиата, ссылался на Марата, Робеспьера, Троцкого и других мировых революционеров, апологетов насилия, избегавших ненасильственной моралистической софистики.
Идеолог и технолог цветных революций Джин Шарп
Приведём анализ деятельности Джина Шарпа из расследования «Пушки августа — нацисты, НАТО и цветные революции» (Журнал «Политический класс» N56 август 2009, авторы: Вероника Крашенинникова, Альфред Росс).
Уличные беспорядки и демонстрации протеста могут выглядеть спонтанными. Но за всем этим уличным хаосом стоит детально продуманная и сдирижированная системная организация и методология. Как сказал один из основателей молодежной организации «Отпор», сыгравшей решающую роль в сербской революции С.Попович: «было очень интересно узнать, что существует целая наука о том, чем мы занимаемся».
Методология цветных революций выросла, среди прочего, из трудов малоизвестного широкой публике человека и кумира оппозиционеров всех стран Джина Шарпа (Gene Sharp). Кумиру сегодня 80 лет, и передвигается он с тростью. Но в июне 2007 года он получил обвинения от Уго Чавеса в организации беспорядков в Венесуэле, на что ответил публичным письмом с советом Чавесу прочитать свою книгу «Анти-переворот», если он опасается быть свергнутым. Газета The Wall Street Journal озаглавила передовицу о Джине Шарпе, опубликованную 13 сентября 2008 года так: «Американский революционер: скромный профессор из Бостона вдохновляет мятежников по всему миру». Вдохновение для организации мятежей и путчей Шарп, по его словам, нашел … в философии ненасилия Махатмы Ганди.
Джин Шарп (1928-2018) - американский общественный деятель, известный своими книгами по методам ненасильственной борьбы с авторитарными режимами, которые используются во всём мире как один из инструментов «мягкой силы». Идеолог «цветных революций». Основатель Института имени Альберта Эйнштейна, финансируемого Национальным фондом демократии (NED), Фондом Форда и Международным республиканским институтом (IRI).
Наибольшую известность получила книга Шарпа: «От диктатуры к демократии: концептуальные основы освобождения» («From Dictatorship to Democracy: a Conceptual Framework for Liberation»). Эта брошюра в 90 страниц стала Библией и руководством к действию для антиправительственных движений во Вьетнаме, Бирме, Зимбабве, Тибете, Иране – а также в Сербии, на Украине, в Грузии, Киргизстане. Эта книга переведена на 39 языков, от амхарского (на нем говорят в Эфиопии от 6 до 11 миллионов человек), до фарси и тибетского – и, конечно, на все языки государств СНГ.Свою методологию невоенных методов свержения правительств доктор политических наук Джин Шарп начал развивать еще в 1960-ые годы. В 1973 году он опубликовал фундаментальный 900-страничный опус «Политика ненасильственной борьбы» («Politics of Nonviolent Action»). В 1983 году Джин Шарп основал Институт Альберта Эйнштейна (Albert Einstein Institution). Имя Эйнштейна попало в название потому, что великий физик, как гласит сайт организации, «высоко оценил потенциал ненасильственной борьбы» и в 1950 году в радиообращении ООН назвал Ганди «самым просвещенным из всех политиков нашего времени».
Теоретические труды Шарпа дополнены конкретными руководствами к действию. Брошюра «198 методов ненасильственных действий» описывает самые разные методы: вполне ортодоксальные публичные выступления, письма поддержки или протеста, массовые петиции и забастовки; более творческие приемы, как то организация псевдо-награждений и псевдо-выборов, надписи в воздухе и на земле, установка новых уличных знаков и названий, «надоедание» официальным лицам, братания, бдения, топание, молитвы, раздевание в знак протеста, голодовка в духе «сатьяграха», уничтожение своей собственности. В разделе «методы ненасильственного вмешательства», однако, речь идет уже о «самоотдаче во власть стихии (самосожжение, утопление и т.п.)», «ненасильственном вторжении», «ненасильственных рейдах-налетах», «ненасильственных воздушных налетах» (?).
Джин Шарп о конференции, организованной Гусейновым в 1989 г
Вот как вспоминал сам 84-летний Джин Шарп конференцию в Москве, организованную Абдусаламом Гусейновым, в интервью Галине Сапожниковой, автору книги «Кто кого предал. Как убивали Советский Союз и что стало с теми, кто пытался его спасти». // ISBN 978-5-4470-0186-5. 2016. ИД «Комсомольская правда».
— А когда вы начали наведываться к нам в страну?
— Я не силен в датах. Точно был в 1991-м и думаю, что вернулся еще через год или два. Первоначально прилетал только в Москву, побывал на двух конференциях в советской Академии наук, одна была посвящена этике ненасильственного движения, другая — его истории. У нас с собой были сигнальные экземпляры книги «Общественная оборона», которая готовилась к изданию в Принстонском университете. Мы раздали их представителям прибалтийских стран, которые и увезли их в свои столицы.
— Не можете припомнить, кому именно?
— Я всегда путаю имена. Госминистру Эстонии Райво Варе. Каким-то людям из правительства Латвии. Аудрюсу Буткявичюсу, тогда он был директором Департамента охраны края.
Я в тот момент жила в Таллине и могла своими глазами наблюдать как саму вашу технологию, так и ее результат, не догадываясь, кто за этим стоял. А недавно прочитала в одном из ваших интервью: «Прибалтика — моих рук дело!»
— Эти три страны начали ненасильственное сопротивление сами, я тут ни при чем. <…>
— Но как же вы друг друга нашли?
— Очень просто: они нас к себе пригласили. Но, кажется, вы пытаетесь увязать эти события с моей личностью? Это ошибка. Это связано с моими идеями, а не лично со мной. <…>
Вернемся в Прибалтику. Вы помните трагедию в Вильнюсе в январе 1991-го, когда у телебашни погибли 13 мирных жителей и один советский офицер и во всем обвинили Советскую армию? Это правда, что вы приезжали в Литву за несколько дней до начала штурма и давали советы литовским борцам за свободу?
— Никаких советов я не давал! Я не знаю, кто распространяет эти сплетни. Я приехал уже после того, как все произошло. А до этого встречался с ними только в Москве.
— А как вам такая теория: литовцы настолько хотели получить независимость, что решили ускорить процесс, организовав провокацию, и что за этим спектаклем стоял якобы ваш любимый ученик Аудрюс Буткявичюс?
— О нет! Я знаю его прекрасно, он никогда бы не сделал ничего подобного. Он был совершенно убежденным сторонником использования ненасильственных методов борьбы. Простите меня, но это звучит, как советская пропаганда.
И хотя Шарп изворачивается в своих ответах, ряд фактов он подтверждает:
- конференция в Москве, помимо идеологического значения, имела задачу инструктажа будущих участников мятежа в прибалтийских республиках, и раздачу им методической литературы;
- техники Шарпа применялись в Прибалтике учениками Шарпа;
- сам Шарп приезжал в Литву координировать применение своих технологий в январе 1991 года.
Как считает Сапожникова,
«события 13 января 1991-го в Литве были репетицией августовского путча в Москве. Так сказать, пробным камнем…»
Из всего этого следует, что Абдусалам Гусейнов, который организовал конференцию по ненасильственным технологиям от имени сектора этики Института философии АН СССР, имел самое непосредственное отношение к подготовке свержения власти в СССР.
Как упомянуто выше, спонсором деятельности Института Эйнштейна являются структуры при правительстве США, занятые установлением американского мирового порядка.
Абдусалам Гусейнов продолжает продвигать идеи ненасильственного сопротивления в рамках своего интернет-портала «Ненасилие». Заявленные цели портала — это
-
Распространение идеи ненасилия;
-
Размещения на Портале философских и публицистических трудов о ненасилии,
-
Развитие этических исследований о насилии и ненасилии;
-
Исследование истории этики ненасилия в России;
-
Развитие диалога с зарубежными и российскими философами и активистами, занимающихся исследованием идеи ненасилия;
-
Публикация новостей и информации о важных событиях, относящихся к теме Портала.
Таким образом, и тридцать c лишним лет спустя Абдусалам Гусейнов варится в теме ненасильственного протеста.
Из проведённого анализа можно заключить, что ненасильственный протест — это большая ложь. Она служит тому, чтобы притупить бдительность общества, власти, силовиков перед именно насильственными действиями по захвату власти.
Может ли апологет большой американской лжи возглавлять федеральное государственное бюджетное учреждение науки, «центральное научно-исследовательское учреждение России, в котором ведётся научная работа по основным направлениям и актуальным проблемам современного философского знания»?
Это вопрос, на который у редакции «Мягкой силы» нет ответа. Возможно, он появится у высших руководителей государства, которые определяют, в каком направлении в 2022 году в России пойдёт наука.