Начало 2020 года в Ельцин Центре ознаменовалось выступлением историка Тамары Эйдельман. Мы присмотрелись поближе к данному оратору, и в очередной раз убедились: Президентский центр Бориса Ельцина собирает вокруг себя самых деструктивных и «отмороженных» людей страны.
Окончила исторический факультет МГУ. Постоянно преподает историю в московских школах. Много пишет о проблемах исторического образования.
Автор ряда статей по проблемам преподавания в «Русском журнале», бюллетене «Евроклио», «Школьном обозрении». Координатор двух международных образовательных проектов — «Уроки Клио» и «Мозаика культур». Организатор учебных семинаров для учителей истории многих городов России.
Учит детей протестовать и бороться с патриотизмом
Со слов Эйдельман, у неё «довольно много единомышленников в школе», «хорошие отношения с администрацией», «интеллигентные родители», всё это позволяет им воспитывать «интеллигентных детей».
В её представлении, «интеллигентные родители» должны ходит со своими детьми на митинги:
«У нас очень хорошие родители, и я как раз с ними встречаюсь на митингах, как и с выпускниками, и в основном получаю от них всяческую поддержку».
Разговаривая со своими учениками «о политических процессах, в том числе о «болотном деле», о суде над Навальным или о процессе Удальцов-Развозжаев», она своего мнения не скрывает.
Если ученик посмотрит, например, программу «Вести недели», которую ведет Дмитрий Киселев, и потом изложит версию происходящего в стране и в мире в его интерпретации,
«выскажу, что думаю по этому поводу я. <…> Что это очень больной человек (Киселев)», либо «излишне здоровый и только придуривается. Но если ученик мне изложит такую версию, естественно, расстроюсь и с ним поспорю. …Дети смотрят в основном то, что смотрят их родители. У нас в большинстве своем интеллигентные родители. Правда, мне одна девочка рассказывала, что ее мама заставляет смотреть Киселева, а она отказывается».
Тамара Натановна рассуждает о «квасном патриотизме» и работе с учащимися по формированию «противоядия» в анализе государственных «новостных программ»:
— Если говорить о людях публичных, политиках, которые все время в телевизорах, то, мне кажется, они в основном врут. Но, к сожалению, есть много людей, которые к этому всему прислушиваются. У меня есть по этому поводу теория: это отрыжка после развала империи. Последние 20 лет все время объясняли, как все плохо, и вокруг действительно все плохо. А это такая защитная реакция. Когда человеку все время говорят: «Ты дурак, ты дурак, ты дурак», — он в конце концов говорит: «Да, я дурак, и я этим горжусь». Людям с комплексом неполноценности проще внушить, что нас обижают американцы или еще кто-то, что все проблемы от мигрантов, а мы все очень хорошие. Это очень легкий способ. А все эти товарищи в телевидении просто говорят то, что надо, держат нос по ветру».
— Да, да. Мне хочется, чтобы у моих детей было какое-то противоядие. Перед тем, как мы это смотрели, я им сказала: «Вы можете считать все, что вам угодно. Давайте мы посмотрим на этот ролик, не потому, что я хочу вас распропагандировать, а потому, что я хочу, чтобы вы учились мыслить». Это то, чем мы с 8-го класса с ними и занимаемся: анализируем разные источники, сравниваем их, смотрим — где факты, где мнения. Мы их сопоставляем, мы выясняем, что есть разные мнения, мы смотрим, как человек доказывает свое мнение. Вот это надо уметь делать и с телевизионными, и с любыми новостными программами. Поэтому я говорю: «Вам здесь предлагаются некоторые мыслительные навыки, а вы можете их применить и к тому, что я говорю, и к тому, что лидеры оппозиции пишут, — ради бога. Но не поддавайтесь на манипуляцию. Вот вам говорят: «Ну, как всем известно, на Майдане фашисты»… Если фраза начинается со слов «всем известно», вы уже задумайтесь, что бы там дальше ни говорили».
По методичкам, созданным на Западе: учит разрушать связь гражданина с государством
Для Эйдельман, воспитывающей детей в государственной школе, с её слов, методические указания Министерства образования и науки, не имеют значения.
— Думаю, что я справлюсь без их рекомендаций, мне есть что сказать. Прямо перед каникулами меня осаждали десятиклассники, спрашивали, что я думаю о присоединении Крыма. И я дискутировала с разными мальчиками. Но у меня была домашняя заготовка: мы с ними смотрели ролик «Антипропаганда», где разбирается сюжет из «Вестей» о «Марше мира». Этот ролик очень хорошо сделан — в какой-то момент сюжет останавливается, и диктор говорит: «Вот способ манипулирования», «Вот здесь соединяются два факта в лживый факт».
Это то, что делает Максим Кац. Вот этот ролик:
Справка.! 5 марта 2014 года Максим Кац запустил проект для оценки выпусков новостей на федеральных каналах на предмет наличия в них приёмов пропаганды. Методика основана на книге британского исследователя Роберта Коула «Энциклопедия пропаганды». Основой методологии послужила книга «International Encyclopedia of Propaganda» Роберта Коула. Это британский исследователь массовых коммуникаций, пропаганды и цензуры, автор множества статей и книг, в том числе, например, «военная и политическая пропаганда в двадцатом веке».
Тамара Натановна Эйдельман — активный участник «белоленточных» митингов
В гимназии Тамару Натановну можно увидеть с белой ленточкой, которую многие в России теперь расценивают как элемент предательства, антипатриотизма. Есть у неё и значок «Свободу узникам 6 мая» на пальто.
«Я прихожу в школу и снимаю. Но если уж кто-то увидел по дороге от входа в школу до класса, ну извините пожалуйста».
По школе, с её слов, много детей ходило с белыми ленточками.
Напомним, кусок белой ткани является символом сдающихся в плен. Во время Второй Мировой войны белую ленту на рукав повязывали коллаборационисты, сотрудничавшие с нацистской администрацией.
Таким образом, Тамара Натановна в прямом смысле является идейным наследником власовцев и бандеровцев, и не скрывает этого.
Тамара Натановна Эйдельман — активный участник «белоленточных» митингов. Первый раз была задержана за участие в антивоенном митинге в 2014 году.
СМИ-ОВД сообщило о 361 человеке, задержанном в Москве на антивоенных акциях у Минобороны и около Кремля. На Знаменке собралось около тысячи человек с антивоенными плакатами. Они скандировали лозунг «Нет войне!». Некоторых задерживали при переходе улицы. В полицейском автобусе оказалась, в частности, заслуженный учитель Тамара Эйдельман.
Из её собственного рассказа мы узнаём, что как представитель интеллигентных родителей, она пришла на митинг с дочерью и сыном.
«Меня задержали, когда мы с дочкой стояли около Министерства обороны, мы даже ничего в этот момент не кричали, мы просто стояли, никого не обижали. Тут к моей дочери подошел омоновец и сказал: «Девушка, пройдемте». У меня взыграл материнский инстинкт, меня это привело в ярость, и я стала ему кричать: «Не трогай девушку!» Мне, правда, хватило ума его самого не трогать, и я вцепилась в дочь. И нас обеих препроводили. Дальше нас привезли в ОВД «Мещанское» — в 14.24. Как мы знаем, по закону надо было зафиксировать момент помещения в автозак, но это никто не фиксировал. Нас привезли в 14.24, и я попросила, чтобы это время они зафиксировали в документе. После чего мы 3 часа сидели, за это время ничего практически не было сделано. И в 17.25 все, кто там оставался (человек 15 нас было), встали и пошли на выход. Сидевший на выходе охранник молчал, делал вид, что он немой, и дверь не открывал. Мы несколько раз позвонили по «02» и оставили на него жалобу. Это на него тоже не подействовало. В этот момент мой сын (Дмитрий Алешковский. — Е. М.), который очень активно лупил в дверь, чтобы его мамочку и сестру освободили, — обнаружил, что окно не заперто. Ну мы открыли окно, и человек 5 вышло через окно. Это было наше право, нас не могут держать больше 3 часов».
Тамара Натановна не растерялась и сбежала с детьми из ОВД в окно, о чем мы узнаём из её интервью Новой газете (№ 37 от 7 апреля 2014)
— Тамара Натановна, а вашим ученикам понравилось, как вы убегали из ОВД «Мещанское»?
— Конечно, понравилось. А как же, это любым ученикам понравилось бы. Очень многие ученики выражали мне хорошие чувства по этому поводу. Но я думаю, что это даже безотносительно к каким-либо политическим взглядам. Просто не каждый учитель удирает из полиции через окошко.
Учит в школе: правоохранители — фашисты, судьи — сволочи
Учит в школе: «правоохранители – фашисты, судьи – сволочи».
18 июля 2013 года, когда был сход в защиту Навального, когда начались задержания, Эйдельман не трогали. Как напишет в своём Фейсбуке, она сама захотела попасть в автозак:
«Тут я сделала очередную неудачную попытку попасть в автозак и примкнула к каким-то парням, которые пытались не то чтобы драться с дартвейдерами (Дарт Вейдер — герой киноэпопеи «Звездные войны. — Е. М.), но в общем-то фактически драться. Они держались друг за друга и вызывали дартвейдеров на бой. Ну я тут же за них схватилась, <…> стала орать всякие гадости: «Мрази! Фашисты!» Но тут они пошли вперед, ну, и как истинные стражи порядка, завопили: «Баб выкиньте!» — и меня тут же выкинули, а ребят потащили в автозак».
«Я в этот момент выступала не как учитель истории, а как гражданин. В классе я такого не буду говорить, просто потому, что в классе слово «мрази» употреблять нехорошо. А в тот момент… Ну и что, я учитель, и что? …Конечно, «фашисты» — это очень сильное слово. Эти мальчики-омоновцы тоже задуренные. Когда я сидела в автозаке, то мы очень мирно беседовали с теми, кто нас охранял. Я их спрашивала, хотят ли они войны, они очень удивлялись: какой еще войны?! Мы им объясняли».
Свою «гражданскую позицию» Эйдельман выражает активным посещением судебных заседаний по политическим процессам.
Так как Тамары Натановны не было в Москве во время процесса по делу PussyRiot, свою поддержку она выразила фото в футболке, в которой пришла на открытие спецпроекта Грани.Ру «Против гомофобии».
Она выступила резко «против закона о запрете пропаганды гомосексуализма, вторжения власти в частную жизнь граждан, очередной атаки мракобесия». Грани.Ру высоко оценили оппозиционерку:
«Далеко не все лидеры протестного движения готовы твердо выступить в защиту прав ЛГБТ. Наш проект открывает заслуженный учитель России Тамара Эйдельман».
Она ходила на «болотный» суд и другие, не так часто, как ей хотелось бы:
«во-первых, потому что я работаю. И, во-вторых, это, конечно, очень морально тяжело. …Больше 3 часов я там выдержать не могу: мне становится плохо физически. И главное, даже не плохо, во мне начинает вскипать ненависть. Я не хочу это чувство в себе развивать. Ненависть к судье, к режиму, к тем, кто все это закрутил. Это очень тяжело. Это ужасающее отрицательное переживание. Я понимаю, что это нужно делать, но очень тяжко». С детьми она может поделиться своими чувствами после судебных заседаний: «Я не прихожу специально и не говорю, какая сволочь судья Никишина, но, если меня спросят, я, конечно, скажу, …но слово «сволочь» постараюсь не употреблять».
17 и 18 января 2020 года Тамара Эйдельман провела в Ельцин Центре лекцию, в которой рассказала про гражданское неповиновение и разные формы борьбы с государством, такие, как неоплата налогов.
Лекций будет целый цикл: 8 и 9 февраля Тамара Натановна вернётся с новой лекцией «Против течения: история гражданских конфликтов». Эти выступления мы подробно проанализируем в ближайших материалах.
Следите за новостями, подписывайтесь на нас в Твиттер и Инстаграм.
Также Вы можете поддержать развитие проекта «Мягкая сила», сделав благотворительное пожертвование.