Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина» (Ельцин Центр) был создан в соответствии с принятым в 2008 году федеральным законом № 68 «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий».
Единственным учредителем Ельцин Центра, согласно закону, выступает администрация президента. Таким образом, позиционирование Президентского центра Б. Н. Ельцина как института внесистемной оппозиции противоречит задачам государства.
Наиболее взвешенную оценку функциям Ельцин Центра как «института внесистемной оппозиции власти» в российском обществе дал Евгений Ройзман еще в период своего мэрства в Екатеринбурге в 2016 году
- «Лучшее пособие по новейшей истории России». «Я думаю, что сюда будут возить школьников». «Здесь будет детский университет».
- Это «краеугольный камень, заложенный в основание нового института, в основание института бескровной передачи власти, когда предшественник не шельмуется. Дай бог, это на тысячелетия».
Примечание Мягкой Силы: Это положение можно оспорить. В Музее свободы шельмуются все предшественники Бориса Ельцина, начиная от московских князей вплоть до Петра Великого и руководителей СССР. «Бескровная передача власти» в результате уличных протестов предполагает постоянное шельмование всенародно избранного Президента по методичкам «цветных революций», которые, как показывает история (в том числе, ельцинской революции) не являются бескровными.
- В Ельцин Центре свои историки. «У нас здесь достаточно историков, профессионалов».
Примечание Мягкой Силы: Риторический вопрос: что значит свои? Мы понимаем: они неподотчетны экспертизе научной историографии. Ельцин Центр – центр либеральной (западно-центристской) истории
«Свои профессиональные историки».
Совместный проект НКО «Мемориал»* и Ельцин Центра.
Никита Соколов, заместитель директора Музея Б.Н. Ельцина по науке, активист фонда «Последний адрес», Председатель совета Вольного исторического общества. 27 июня записал видеообращение в защиту председателя карельского отделения «Мемориала», историка (?) Юрия Дмитриева.
Как следует из биографии Дмитриева, он не имеет не только исторического, но никакого высшего образования. Учился в Ленинградском медицинском училище, но не окончил его. Работал слесарем в банно-прачечном комбинате, начальником кочегарок в ЖЭКе, рабочим на слюдяном заводе. В 1978 году Прионежский районный суд Карельской АССР признал Дмитриева виновным в нанесении тяжких телесных повреждений кочегару турбазы и осудил на три года по уголовной статье. После колонии антисоветчика Дмитриева приняли «историком» в «Мемориал»* для создания в Карелии Петрозаводского отделения этой организации. С 2016 года вторично находится в заключении. В 2020 году Дмитриев был осуждён и приговорён к 13 годам заключения по обвинению в насильственных действиях сексуального характера. В поддержку Дмитриева выступили украинские общественные деятели, опубликовавшие обращение к мировой общественности – защитить «политического узника» и «Мемориал»*.
19 мая 2016 года предложил «подумать» о «миллионе русских в армии Власова», заявив, что и потомки власовцев, и бандеровцев, и казаков Шкуро, и лесных братьев – все «имеют право знать, с кем воевали их деды». Известен своими антипутинскими интервью с призывами отказаться от Дня Победы в традиционном формате и смысловом наполнении, и перейти к «европейскому формату» дня скорби по павшим.
10 августа 2016 года на пресс-конференции в информационном агентстве ТАСС-Урал, которая была посвящена проекту «Последний адрес», Никита Соколов, находившийся там в качестве директора по науке Ельцин Центра, обозначил свою тревогу, что государство ещё не реабилитировало сотни тысяч репрессированных и обозначил эту работу как завещание Бориса Николаевича Ельцина.
С большой обеспокоенностью Соколов заявил, что среди тех, кто никогда не был репрессирован, «диссиденты 40-х годов. …Были же реальные боевые группы. Они не реабилитированы, хотя ничего не совершили. Это власовцы. Это большая общественная проблема. Давайте, наконец, поднимем этот вопрос. Если появятся эти таблички, заявки на эти таблички, на не реабилитированных… Что мы будем делать? Мы будем считать казаков, которые воевали против большевиков, врагами и ныне живущего народа в России? Я не уверен».
В мае 2015 года в интервью томскому журналисту Юлии Мучник Соколов заявил, что во всех европейских военных конфликтах, начиная с 40-х годов XIX века виновата Россия, которая пыталась диктовать Европе свои условия, что не могло не порождать русофобию. Соколов оправдывает бандеровцев, отмечает, что приговором Нюрнбергского трибунала Степан Бандера и члены ОУН (б) «были признаны жертвами нацизма».
Примечание Мягкой Силы: Это заявление историка Ельцин Центра является явным искажением истории. На Нюрнбергском процессе не было не только бандеровцев, не было вообще представителей коллаборационистов – ни власовцев, ни «лесных братьев», ни коллаборационистов-мусульман. Вместе с тем, их злодеяния перед человечеством являются общепризнанным фактом. Нюрнберг был показательным процессом, участниками которого были лишь самые крупные преступники (в основном немецкого происхождения). Только до них в то время успела дотянуться рука правосудия. Отсутствие на этом процессе военных преступников из числа национальных и религиозных групп – пособников нацистов, не является аргументом в пользу их невиновности.
Никита Соколов о патриотизме советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Из интервью Никиты Соколова в мае 2015 года «В 1947 году Сталин отменил празднование Дня Победы, так как еще были живы множество фронтовиков (тогда не было понятия «ветераны»), они были уважаемыми людьми, их отличали от тех, кто не участвовал в боевых действиях. Никогда в жизни ни от одного фронтовика мне не приходилось слышать славословия товарищу Сталину. Они решительно утверждали, что всё это – вранье, и никто не умирал с криками: «За Родину, за Сталина!», а маршала Жукова иначе, как «мясником» и «людоедом», никто из них не называл. И это была та самая армия, которую режиму нужно было как можно скорее придушить. Именно поэтому в сталинское время отменяется и празднование окончания войны как народной победы».
Соколов решительно выступил в защиту «Мемориала»*: «»Мемориалу» 25. Прекрасный возраст. Возраст, когда развеиваются юношеские иллюзии о скором и легком торжестве добра и приходит готовность твердо и безропотно идти тяжелую стайерскую дистанцию. Но душевных и физических сил еще в избытке. … О поражении говорить рано. «Мемориал» будет жить долго».
15 ноября 2021 года Ельцин Центр выступил с заявлением, в котором выразил «тревогу в связи с угрозой, нависшей над правозащитным центром «Мемориал»*. Чувства наших сограждан можно понять. Речь идёт о старейшей правозащитной организации России, которая действует в стране вот уже больше 30 лет. Одним из важнейших направлений работы «Мемориала»* стало разоблачение преступлений сталинизма. Тысячи фамилий репрессированных людей и их трагические истории стали известны благодаря усилиям правозащитников. В год создания «Мемориала»*, в 1989 году, его членом стал будущий президент России Борис Ельцин. Позже он вошёл в Общественный совет «Мемориала»*. Мы помним, как высоко оценивал первый президент России деятельность этой организации, поддерживая ее усилия в восстановлении исторической справедливости». Авторы заявления выразили надежду, что «в эти тяжелые для «Мемориала»* дни, суд сумеет быть объективным, и «Мемориал»* продолжит самоотверженную работу по разоблачению сталинских преступлений».
По решению Минюста России «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал»» включен в реестр НКО, выполняющих функции «иностранного агента». 28 февраля 2022 года Апелляционная коллегия Верховного суда РФ приняла окончательное решение о ликвидации Международного Мемориала.
Совместный проект журнала «Дилетант» и Ельцин Центра.
Пересмотр истории Второй мировой войны по западным лекалам.
Подкаст Ельцин Центра.
Алексей Венедиктов, 2019 год. «Весь мир признает ответственность советского правительства в развязывании Второй мировой войны».
Владимир Дымарский
Журналист, соведущий программы «Цена победы» на радиостанции «Эхо Москвы». Совместный проект журнала «Дилетант» и Ельцин Центра. Подкаст Ельцин Центра
Кто, с какой целью и где пишет «новую историю» Великой Отечественной войны, ответить не сложно. Сложнее, почему эта фальсифицированная в угоду агрессору, развязавшему Первую и Вторую мировую войны, востребована в Ельцин Центре, и почему наше правительство не принимает решительных мер для предотвращения «бандеризации» нашей молодёжи по образцу Украины.
Вот один из таких историков – М. С. Солонин. Автор книг и статей, посвященных Великой Отечественной войне, в первую очередь – ее началу. Первые тексты по истории Второй мировой войны были написаны им методом «Самиздата» в 80-е годы. Издал в России, Украине, Эстонии, Литве, Польше, Чехии, Румынии, Болгарии. Германии семь книг и многие десятки статей. В 2014 – 2016 годах опубликовал на сайтах «Эха Москвы» и «Радио Свобода», в «Новой газете» статьи, посвященные российской агрессии против Украины. С марта 2016 года живет и работает в Эстонии. Имеет в открытом доступе свой блог
Обложка журнала «Дилетант» (№237, ноябрь 2019),
на которой изображена «свадьба» Сталина и Гитлера.
Главный редактор Виталий Дымарский подчеркнул,
что «изображение хорошо характеризует это соглашение.
Мы нашли исторический документ. Это карикатура, нарисованная не сегодня или вчера, она была сделана в 1939 году…».
Ельцин Центр обладает высоким уровнем информационной обработки граждан. В 2016 году, по оценке Ройзмана, в день музей Ельцин Центра посещали 800 человек, а сам Центр – в два раза больше
Направления работы музея Ельцин Центра
государство и общество должно рассматривать
как дополнительное гражданское образование молодежи.
Анализ работы Музея на предмет соответствия национальным проектам и федеральному законодательству (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; ФЗ от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» / Федеральный проект «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование»)
Учредителем Ельцин Центра выступает администрация президента, следовательно все образовательные проекты Центра должны соответствовать федеральным задачам воспитания и образования молодежи, обозначенным в выше указанных документах. Это:
формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;
- поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;
- духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- приобщение детей к культурному наследию (эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического);
- развитие музейной и театральной педагогики;
- поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
- создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
- повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;
- информационные механизмы предполагают: использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации Стратегии;
- развитие воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведение мероприятий патриотической направленности предполагает усиление воспитательной компоненты на уроках, во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании детей;
- воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации;
- обеспечение межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде, профилактика и предупреждение проявлений экстремизма в деятельности молодежных объединений.
Критика образовательных проектов Музея Свободы Ельцин Центра
На нарушения в работе Ельцин Центра в Екатеринбурге общественность обратила внимание в 2014 году, когда Центр стал позиционировать себя как «остров свободы» по отношению к государству, открыто выступил в поддержку «болотного дела» и против воссоединения Крыма с Россией.
9 декабря 2016 года глава Российского фонда культуры Н. С. Михалков выступил в Совете Федерации на парламентских слушаниях «О реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года: региональный аспект».
Михалков с тревогой сказал: «В Екатеринбурге существует центр, в котором осуществляют ежедневные инъекции разрушения самосознания людей. Реализуется мощнейшая программа, которая практически разрушает реальное представление людей о том, что такое история России». Он предложил скорректировать образовательные программы центра: «Разговор идет не о том, чтобы кого-то наказывать или вводить цензуру, я говорю о возможности сменить вектор, скорректировать программу. Это вопрос национальной безопасности, каждый день сотни детей ходят туда (в Ельцин Центр. – Прим. ТАСС), они получают этот яд».
Особенно громким общественный протест стал после того, как сотрудники Ельцин Центра не поддержали спецоперацию вооруженных сил РФ на Украине, начатую 24 февраля 2022 года.
Музей Свободы проводит экскурсии для детей и молодёжи в настоящее время. Об этом свидетельствует афиша.
Основная задача Центра, как сообщается на его сайте, — сохранение, изучение и осмысление исторического наследия первого президента России Бориса Ельцина в контексте политических и социальных событий 1990-х.
Центр задумывался как общественно-политическая организация, способствующая построению правового государства, изучению и развитию института президентства в России в соответствии с западными политическими представлениями включения государств, образовавшихся на постсоветском пространстве в единую глобальную мировую историю.
Созданием экспозиции музея занимались:
- Американское Агентство музейного дизайна Ральфа Аппельбаума, победившее в конкурсе.
- В разработке концепции музея (экспозиции «Семи дней») принимал участие режиссер Павел Лунгин.
- Первым директором Музея стала Дина Сорокина. Она родилась в Барнауле в 1984 году. Училась в Новосибирском государственном университете на гуманитарном факультете. В 2004 году перевелась на постоянную учебу в Нью-Йорк, где получила высшее образование. Окончила магистратуру в Нью-Йоркском университете (New York University) по специальности «менеджмент изобразительного искусства (Visual Arts Administration)». С 2007 по 2015 год работала в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке в качестве менеджера и специалиста по юридическим вопросам.
- Заместителем директора музея с 1 декабря 2020 года назначен сотрудник Ельцин Центра Олег Лутохин, занявший должность директора музея с 1 января 2021 года. Лутохин, бывший редактор журнала о моде и культуре What’s The Fashion? в Екатеринбурге. В 2016 году начал работать в Ельцин Центре, руководил образовательными программами в содружестве с «Мемориалом».
Ельцин Центр. Свобода как главный концепт
Ельцин Центр – место, где сохраняют, изучают и помогают осмысливать историческое наследие первого президента России в контексте событий 1990-х годов. Масштабный культурный комплекс реализует образовательные, научно-исследовательские и культурные проекты. Поднимая актуальные политические и общественные вопросы, Ельцин Центр перевернул культурную жизнь Екатеринбурга и стал его главной медийной площадкой.
В сферу интересов Центра входит поддержка образовательных, научно-исследовательских, благотворительных и культурных проектов. Большой популярностью у школьников пользуется музейный квест «Прогулка с президентом» формат музейной экскурсии для детей, который «предлагает юным посетителям познакомиться с мультимедийными программами и уникальными артефактами музея».
Перед входом в зал Лабиринт истории, посетителям показывают фильм «Россия в потоке истории». В самом зале представлена хроника российской истории с 1914 по 1987 год, а также рассказывается об истории семьи Ельциных. Здесь представлены архивные фотографии, плакаты, кадры из художественных фильмов тех лет.
Дальнейшим событиям посвящена экспозиция «Семь дней, которые изменили Россию», рассказывающая об этапах создания новой России от октябрьского Пленума ЦК КПСС 1987 года до добровольной отставки Ельцина с поста президента. Семь метафорических дней представляют «путь России от тоталитарного государства к парламентским и президентским выборам, к свободе слова и частной собственности». В каждом зале стоят тумбы с экранами, где можно посмотреть документы, послушать выступления, воспоминания. Экспозиция идеализирует и романтизирует 90-е годы и личность первого Президента РФ, до прихода которого в России были «тёмные века» несвободы.
- День первый. «Мы ждем перемен!». Здесь предстает настоящий троллейбус с московскими видами из окна, что должно подчеркнуть «народность» первого Президента, который иногда ездил на работу на общественном транспорте. В троллейбусе можно посидеть и посмотреть небольшой фильм о Борисе Ельцине. Стенды наглядно рассказывают о культурной жизни и атмосфере того времени (конца 1980-х – начала 1990-х годов) – о рок-музыке, театрах, фестивалях и т.д. Можно послушать концерт Виктора Цоя.
- День второй. Августовский путч. Открыв дверь, посетители оказываются на баррикадах вокруг Белого дома. На большом экране показывают происходившее в то время в центре столицы, на стендах – выступления организаторов путча ГКЧП. Рассказывается об отделение бывших союзных республик, представлены документы, предлагается послушать национальные гимны.
- День третий. Непопулярные меры. Магазин начала 1990-х годов с пустыми полками, в стране продовольственный кризис. Есть лишь салат из морской капусты «Дальневосточный» да березовый сок в большой стеклянной банке.
- День четвертый. Рождение Конституции. Представлена попытка переворота. В музее воспроизведен штурм телецентра Останкино.
- День пятый. «Голосуй или проиграешь».
- День шестой. Президентский марафон.
- День седьмой. Прощание с Кремлем.
Зал Свободы – последний зал. Здесь пять столбов с экранами, разделенных тематически: «Свобода предпринимательства», «Свобода передвижения», «Свобода собраний и объединений», «Свобода мысли и слова», «Свобода совести». Здесь можно послушать речи известных людей о Свободе. В зале проводятся дискуссии о состоянии прав и свобод в современной России.
В центре холла на втором этаже музея, на «президентской площади», на скамейке сидит сам Борис Николаевич в натуральную величину. Рядом с бронзовым памятником можно сфотографироваться или сделать селфи.
Фрагменты экспозиции и воспитательная работа молодежи в зале
«Лабиринт истории»
Экспозиция «Путч» с воссозданной баррикадой у Белого дома в Музее Свободы. Фото.
Фотовыставка «Август 91-го. Люди на площади». 2016 год
В 2016 году Президентский центр Б.Н. Ельцина представил специальную программу, посвященную событиям августа 91-го года. «В эти дни 25 лет назад путчисты попытались повернуть историю страны вспять – отстранили от власти президента СССР Михаила Горбачева, учредили Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), ввели в Москву войска. Тогда против ГКЧП выступили демократические власти России во главе с президентом РСФСР Борисом Ельциным, люди вышли на площади… «Август 91-го. Люди на площади» – именно так называется фотовыставка, которая открылась 19 августа в Арт-галерее Ельцин Центра. Ее цель – показать, что отпор путчу дали не только москвичи и ленинградцы. Сотни тысяч людей по всей стране защищали новую Россию». (Информация с сайта Ельцин Центра).
ВЫСТАВКА «Площадь Свободной России». 2021 год
«Августовский путч 1991 года – важнейшее событие в новейшей истории России. 19 августа жители страны выступили против государственного переворота, попытку которого предприняли высшие руководители СССР, объединившиеся в Государственный комитет по чрезвычайному положению. Люди вышли на улицы городов, строили баррикады, объявляли забастовки, чтобы защитить начавшиеся ещё в СССР политические и экономические реформы. Как это событие выглядело изнутри в тот момент, когда его исход был неясен? Из чего были сделаны баррикады на улицах Москвы и буквально, и метафорически? Как вопреки происходящему общество оказалось более консолидированным, чем расколотым?», – рассказали в Музее Ельцин Центра.
Примечание Мягкой Силы: Экспозиция «Путч» в Музее Свободы и фотовыставки по героизации событий августа 1991 года могут провоцировать молодежный экстремизм. Фотовыставка в 2016 году была организована на пике уличных протестов под руководством «штабов Навального» в 2016–2017 годах. Экспозиция Музея в качестве идеологического концепта прославляет государственный переворот, разрушение СССР, уличные протесты и баррикады.
В Музее формируются экстремистские умонастроения у молодежи, романтизируются события августа 1991 года. Это представляет угрозу в условиях, когда государство начало решительную борьбу с несанкционированными уличными протестами, нарастанием экстремистских установок у школьников и студентов на осуществление Евромайдана, выступлений ряда деятелей культуры и массовых СМИ против военной спецоперации РФ на Украине, в поддержку неонацистского режима в Киеве.
Мультимедийная экспозиция «Президентский марафон» также имеет неоднозначное содержание.
«Мы выбрали другой путь. Мы сбросили ярмо тоталитаризма. Мы встали на путь цивилизации. Когда люди бедные и неустроенные, они всегда будут голосовать за коммунистов. Сильные и свободные — никогда».
Борис Ельцин. Президентский марафон. Размышления, воспоминания, впечатления». Почетное место в экспозиции занимает «самый свободный человек» Борис Немцов как один из преемников Ельцина, убитый по версии оппозиции по заказу Кремля.
Дни памяти Немцова 27 февраля 2022 года.
27 февраля 2022 года, уже после начала СВС РФ, в Ельцин Центре прошли Дни памяти Немцова. Демонстрировался фильм «Слишком свободный человек». Планировалась презентация книги Жанны Немцовой «Дочь своего отца».
По оценке организаторов мероприятий: «Жизнь и судьба Бориса Немцова – это история России последних 25 лет. Эта история начинается в 90-х, когда на Немцова смотрели как на будущего президента страны, и заканчивается в феврале 2015 года, когда он был убит на Москворецком мосту напротив московского Кремля. Немцов – единственный российский государственный деятель, который оставил яркий след в обеих эпохах: и в 90-х, с их свободой прессы, политической борьбой, низкими ценами на нефть; и в нулевых – во времена стабильности, экономического роста, цензуры и падения политической конкуренции».
Презентация не состоялась, так как Немцова не смогла приехать в Екатеринбург, о чем с сожалением сообщили на сайте Ельцин Центра.
В декабре 2013 года Немцов активно поддержал украинский Евромайдан. Выходил к зданию посольства Украины в РФ с транспарантом «Украина, мы с тобой!». Во время присоединения Крыма к Российской Федерации подверг резкой критике Россию за её внешнюю политику по отношению к Украине. Принял активное участие в «Маршах мира» против войны с Украиной 15 марта и 21 сентября 2014 года, а также в конгрессе «Украина – Россия: диалог», прошедшем 24–25 апреля 2014 года в Киеве. В сентябре 2014 года подписал заявление с требованием «прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку вооружённым сторонникам самопровозглашённых ДНР и ЛНР». Во время поездки на Украину посетил Одессу, где вместе с активистами евромайдана прошел по центральным улицам города, пел гимн Украины и скандировал «Слава Украине, героям слава». Отзывы о визите в Одессу Немцова в украинских СМИ были самые восторженные.
Героизируя Немцова, Ельцин Центр формирует у молодёжи политические представления о России как стране-агрессоре в условиях проведения вооруженной операции в защиту русского населения ДНР и ЛНР, что является недопустимым.
Во многом, работой с молодёжью в Ельцин Центре, можно объяснить, что Екатеринбург стал самым протестным городом России в январе-марте 2021 года.
Уровень «протестности» в 2021 году превысил в сравнении с Петербургом в 3–4 раза, в 12–15 раз, в сравнении с Москвой.
Попытка Майдана в Екатеринбурге в январе 2021 года была охарактеризована как «ледовое побоище» в либеральных СМИ. (Ледовое побоище на Исети. В Екатеринбургe мирное шествие сторонников Алексея Навального переросло в жесткую потасовку с силовиками)
Анализ исторического содержания ролика «Россия в потоке истории»
Задача видеоролика «Россия в потоке истории», который посетители музея смотрят в начале экспозиции, по словам первого заместителя исполнительного директора Президентского центра Б. Н. Ельцина Людмилы Телень, – «создать в художественной форме историческое эссе на тему взаимоотношений общества и власти в России на протяжении ее истории. …Музей делали высокопрофессиональные люди, и ролик в том числе. Никто не ставил себе целью изложить за 8 минут всю российскую историю, это было бы просто глупо, самонадеянно и малоадекватно»
Таким, образом, по ее признанию, ролик носит не исторический, а пропагандистский характер. При этом название ролика позиционирует слушателя на его историческое содержание, а организаторы называют его историческим эссе. Впрочем, в Ельцин Центре не скрывают, что ролик носит пропагандистский характер. Следует подчеркнуть, что его крутят перед экскурсией, таким образом, ролик призван создать идеологический настрой у посетителей посредством современных технологий.
Примечание Мягкой Силы: Если государство не имеет права на формирование у молодежи идеологии, то это право передаётся проамериканским историкам Ельцин Центра, которые позиционируют себя как рупор общественности.
Кадровый состав, обеспечивающий формирование общественного сознания
Составляли содержание ролика, согласно информации Ельцин Центра, профессиональные журналисты, а не историки:
⦁ Павел Лунгин, кинорежиссер, журналист. С 90-х годов живёт в Париже, Кавалер Ордена Почетного легиона. Но… «работает в России и для России». Исторического образования не имеет.
Обеспечивают и защищают содержание информации в ролике:
- Людмила Телень – журналист, с января 2009 по сентябрь 2012 года – главный редактор сайта «Радио Свобода»*. («Радио Свобода» – международная некоммерческая радиовещательная организация, финансируемая правительством США. Попечителем является Агентство США по глобальным медиа. Декларирует свою миссию «в продвижении демократических ценностей и институтов путём обращения к аудитории тех стран, в которых свобода прессы ограничена властями или пока не стала нормой общественной жизни». С декабря 2017 года в соответствии с законом РФ «О массовой информации» «Радио Свобода» и ряд её региональных дочерних проектов были внесены Министерством юстиции России в список иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента. 6 марта 2022 года «Радио Свобода» прекратило свою деятельность в России).
- Никита Соколов – историк, заместитель исполнительного директора Президентского фонда Б. Н. Ельцина (Ельцин-центр) по научной работе, специалист по вопросам формирования общественного сознания. Обеспечил взаимодействие работы Ельцин Центра и «Мемориала»*.
Заявленный формат работы музея «Свобода как главный концепт», по информации Ельцин Центра, реализуют «известные ученые, кинокритики, поэты, журналисты»
- Максим Кронгауз
- Антон Долин
- Лев Рубинштейн. Российский поэт, журналист. (В 2006 году отмечен грантом М. Б. Ходорковского «Поэзия и свобода». В феврале 2013 года записал для проекта «Против гомофобии» видеообращение в поддержку ЛГБТ-сообщества. Участник конгресса «Украина – Россия: диалог», проходившего 24–25 апреля 2014 года в Киеве. В сентябре 2014 года подписал заявление с требованием «прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Юго-Востоке Украины. Выступил в защиту организации «Мемориал». В своём блоге на сайте «Эхо Москвы» заявил, что в случае ликвидации общества Россия станет «всего лишь территорией, по поверхности которой размазано ни о чём не думающее население».
- Александр Кушнер
- Николай Сванидзе. Журналист, историк. В интервью украинскому журналисту Дмитрию Гордону в феврале 2021 года обсудил, что русский народ холопы и рабы, что Россия разменяла Украину на Крым, что Навальный безумно храбрый мужик. В марте 2017 года презентовал картину «Слишком свободный человек» о Немцове в Ельцин Центре. («И так может быть с каждым»: в екатеринбургском Ельцин Центре показали фильм о Борисе Немцове.
- Андрей Лошак. Журналист. После начала военной спецоперации РФ уехал из России в Грузию. 19 июня 2022 года Лошак выпустил документальный фильм «Разрыв связи» о расколах в российских семьях, которые произошли «после вторжения России на Украину».
- Марина Королева. Журналист «Эха Москвы», с 1994 года, заместитель главного редактора Алексея Венедиктова (22 апреля 2022 года Минюст России внёс Венедиктова в список СМИ «иностранных агентов»). В марте 2014 года вместе с рядом других деятелей науки и культуры выразила своё несогласие с политикой российской власти в Крыму. С 2005 по 2015 год руководила на радиостанции «Эхо Москвы» ежегодной практикой для студентов и стажёров.
- Кирилл Мартынов*. Редактор отдела политики «Новой газеты», внесен в реестр иноагентов Минюстом РФ. 4 марта 2022 года покинул Россию. Новая газета» объявила о приостановке деятельности 28 марта 2022 года. Основатель эмигрантской «Новой Газеты. Европа». Публикует украинские фейки про Бучу, помогает распространять лживую антироссийскую военную пропаганду. Собрал часть старой команды для работы над проектом «Новая газета. Европа», занялся вербовкой молодежи на работу в эмиграции против правительства РФ.
- Егор Мостовщиков. Бывший главред «Сноба», основатель портала «Батенька, да вы трансформер. Рассказывал читателям, что наркомания – такая же безобидная зависимость как алкоголизм, курение или игромания. В ноябре 2021 года Егор Мостовщиков опубликовал сообщение о закрытии издания.
Анализ научности содержания ролика «Россия в потоке истории»
- В основу содержания заложено представление об едином «мировом историческом потоке», двигающемся в направлении к европейской глобализации. Поликультурная история цивилизаций, многовекторность исторического прогресса как направленности мировой истории отвергаются. Органическая связь между разными этапами в историческом развитии российской государственности отрицается.
- Каждый исторический этап требует применения к его общей и даже самой краткой характеристике научных принципов объективности и историзма, пространственной локализации, анализа социальных явлений в контексте культуры ЭПОХИ, системно-структурного анализа. Понятия «свобода», «личность», «власть», «общество» в разные периоды истории народами воспринимались не одинаково. Научный принцип сопоставления проигнорирован, так как к разным историческим эпохам применены современные представления о свободе, которыми не обладал человек Средневековья ни на Руси, ни на Западе: «И каждый раз на переломах истории монархи, генсеки, президенты стояли перед выбором: заставить людей следовать своей воле или дать волю им. Тех, кто пытался поделиться властью, было немного, еще меньше тех, кому эта попытка удалась», — открывает музейную экспозицию Ельцин Центр.
- Ролик носит пропагандистский характер, но эта пропаганда не содержит национальных интересов России. Идеология, насаждаемая в Ельцин Центре – это политическая доктрина западной финансовой олигархии, согласно которой вся мировая история просматривается как проамериканская, ориентированная в своем прогрессе на западные культурные ценности. Все НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ, мешающие глобализации, должны быть размыты, либо в результате внедрения европейской системы образования, либо в результате государственного переворота (по образцу 90-х годов прошлого века).
Как пример антинаучного манипулирования национальной отечественной историей по западным лекалам, рассмотрим самое начало ролика.
«Не все знают, что демократия родилась намного раньше русского самодержавия. Поток мировой истории захватил древнюю Русь, когда в ней появились самостоятельные города, ими управляли народные собрания – вече. С тех пор страна переживала взлёты и падения в поисках равновесия между сильной властью и сильным обществом. В Великом Новгороде вече было столь сильным, что само выбирало себе князя и заключало с ним договор, который в любое время мог быть разорван». (Из ролика Ельцин-Центра).
Во-первых, история демократии началась не в Новгороде. Народно-вечевая демократия существовала в довольно развитой форме у восточных славян не менее четырех-пяти веков. Нужно полагать, что этот период упущен авторами ролика не случайно, ведь здесь следовало бы рассказать об общей истории русского, украинского и белорусского народов в их «колыбели русской цивилизации» – Киевской Руси, прародине современных государств – России, Украины и Белоруссии.
Во-вторых, о Киевской Руси в ролике не говорится ни слова, вероятно, в угоду новой украинской истории.
В-третьих, сельская демократия в средневековой Руси была совмещена с государственностью. Общинность крестьян, коллективное решение общих вопросов в сельских обществах, выборность, взаимопомощь составляют особенности социального строя России. Даже в помещичьей деревне сохранялись «сельские общества». В Средневековье в России не было современных представлений о политическом участии граждан в управлении государством.
Какие уроки должен вынести студент или школьник, которого привели в музей Ельцин Центра?
- Урок первый – история России началась не в Киеве, а в Новгороде. Киевская Русь – это история Украины. Эта концепция вполне соответствует новой украинской истории, которая разделяет братские народы – украинский, белорусский и русский, имеющие свою общую прародину и государственность. (Ярослав Дашкевич. Как Московия присвоила историю Киевской Руси // Учи неложными устами сказать правду. К.: Темпора, 2011. 828 с.).
- Урок второй – вся история России недемократическая по вине её князей, монархов, генсеков. Россия изначально сделала неверный исторический выбор в пользу культурного контакта с Византией, а затем Золотой Ордой, но не с католической Европой. Правители Руси/России/СССР всегда забирали у народа свободу, в отличие от Запада.
Примечание Мягкой Силы: Здесь вновь нарушен принцип историзма. Когда Иван III и Иван IV «лишили Новгород демократии», – это уже был город с олигархическим правлением, в Европе в это время ганзейские города уже были лишены вольностей и утвердился абсолютизм. Западные политологи, выстраивая свою национальную историю, сокрушаются: если бы не русские князья, новгородские земли вошли бы в Священную Римскую империю немецкой нации. Молодой человек, выйдя из музея Ельцина, должен унести с собой в памяти представление, что Россия могла бы стать европейской страной, если бы Александр Невский подружился с европейскими королями и римским папой и включил свои дружины в состав отрядов крестоносцев. Затем расширить кругозор – Наполеон и Гитлер воевали за свободы русского и угнетаемых им народов Руси/ России / СССР. Очевидно, профессиональные историки Ельцин Центра запамятовали, какие свободы европейским народам несли западные рыцари в эпоху крестовых походов и восхищены, Фридрихом Барбароссой, подобно Адольфу Гитлеру.
«Так вече дважды изгоняло Александра Невского, который посягал на городские вольности. «Путь чист», – говорило оно ему, следуя ритуалу, и указывало на городские ворота» (Из ролика Ельцин-Центра).
Интересна в этом плане борьба Никиты Соколова за право преподавать в школе «научную историю» Куликовской битвы, а не государственные мифы по единому учебнику истории. Соколов убеждён, учебник учителю не нужен, учителю виднее, что говорить о маршале Жукове, или Дмитрии Донском.
- Урок третий. Все русские национальные герои – это государственные мифы. Все русские князья, цари, правители – тираны, попиравшие свободы народа.
Общие выводы:
Музей Ельцин Центра и его образовательные программы не могут использоваться для образования школьников, студентов, педагогических кадров, граждан РФ, иностранных гостей.
- В музее при рассмотрении 90-х годов нарушен системно-структурный подход. Посетив экспозицию, молодой человек должен погрузиться в реалии эпохи, когда россияне чуть не потеряли страну. Они должны усвоить угрозы повторения подобного переворота. В этот период под кураторством Вашингтона волюнтаристски ломали не просто советскую, а национальную систему общественного строя России. Не случайно ролик начинается с «памятникопада» реликвий Московского царства – шапки Мономаха; и СССР – памятника Ленину. Уничтожение национальных памятников – основной инструмент борьбы с коллективной памятью. Прежде всего, удар был нанесён по идеологии. По новой Конституции государство утратило право иметь национальную идеологию и национальную историю. Идеологического вакуума не бывает, и он быстро заполнился деструктивной американской идеологией. Это вопрос стратегический, он не может быть не под контролем государства.
1. В 90-е годы произошло ослабление России, в масштабе (в стратегическом плане), превышающем последствия любой из войн. Научная оценка ущерба по всем параметрам: потери потенциала развития, ресурсов, территорий, населения, ослабление армии и силовых структур, качество управления и коррупция – не дана.
2. Ельцинский лозунг: «Берите суверенитета сколько хотите» и его последствия – гражданские войны и конфликты на территории бывшего СССР, не преодолены до сих пор. Сегодняшняя СВО РФ на Украине является прямым последствием этого безрассудного политического акта.
3. Снижение рождаемости из-за бедности и отсутствия поддержки молодых семей, а также распространения новых смыслов жизни – гедонизма. Этическая установка, согласно которой в основе человеческой природы лежит стремление к наслаждению, – основной постулат западной этики, в котором удовольствие от работы, профессии, служения обществу, не предусмотрены. Пропаганда ЛГБТ.
4. Работа на уничтожение научного потенциала. Молодые учёные уезжают в западные страны на гранты Сороса. Отсутствие условий для молодых и перспективных специалистов.
5. Односторонне характеризуются эпохи Российской империи и СССР, в которые было немало успехов и достижений во всех сферах общественной жизни. - Дискредитируются российская государственность на всех этапах его развития, закон и правоохранительные органы власти. Игнорируются базовые знания о различных исторических формах государства и политического участия граждан в управлении.
- В Музее формируются экстремистские умонастроения у молодежи. Это представляет угрозу в условиях, когда государство начало решительную борьбу с несанкционированными уличными протестами, нарастанием экстремистских установок у школьников и студентов на осуществление Евромайдана, выступлений ряда деятелей культуры и массовых СМИ против военной спецоперации РФ на Украине, в поддержку неонацистского режима в Киеве.
Кадровый состав пропагандистов Ельцин Центра в работе с молодёжью обеспечивает задачи информационной войны в интересах украинских неонацистов и «коллективного Запада» против национальных интересов народов России и государственного суверенитета РФ.