Начало 2020 года в Ельцин Центре ознаменовалось выступлением историка Тамары Эйдельман. В недавнем материале мы присмотрелись поближе к личности оратора, в этой статье проанализируем содержание её выступления. Прямо скажем, оно шокирует.
Наказание без преступления
«Есть международная база гражданского неповиновения – 199 форм: от рисования карикатур, выкрикивания неприятных для противника слов до голодовок. Я выбрала один из этих методов — «Заполним тюрьмы». В лекции речь пойдет о тех людях, которые добровольно делают такие вещи, за которые пойдут в тюрьму.»
Наш комментарий. 198 методов ненасильственного сопротивления, о которых говорит Тамара Натановна, изобрел известный политолог Джин Шарп. Свою методологию невоенных методов свержения правительств доктор политических наук начал развивать еще в 1960 годы.
В 1973 году он опубликовал фундаментальный 900-страничный опус «Политика ненасильственной борьбы» («Politics of Nonviolent Action»).
Также теоретические труды Шарпа дополнены конкретными руководствами к действию. Брошюра «198 методов ненасильственных действий» описывает самые разные методы: от вполне ортодоксальных публичных выступлений и массовых петиций до более творческих приемов, таких как организация псевдо-награждений и псевдо-выборов или уничтожения своей собственности. Источник.
лейтмотив лекции — «Не надо бояться тюрьмы»
«Торо наконец оказался, как он хотел, в тюрьме.»
«Ганди постоянно держали в тюрьме. И он делал очень много, чтобы попасть в тюрьму. В Южной Африке он вступил в борьбу за права индийцев. Там он впервые применил в качестве средства борьбы ненасильственное сопротивление (сатьяграха)… «Там был момент, что все тюрьмы были заполнены: «Ну, сажайте нас, и нас, и нас». Этот опыт он вывез в Индию для борьбы индусов против англичан.
Один из важнейших моментов этой борьбы в Индии — «Не будем выполнять законы, заполним тюрьмы». Англичане повысили налог на соль. 1930 год. Ганди предложил выпаривать соль самим из моря. Сначала сам, его поддержали тысячи людей. Во время «соляного марша» добровольно пошли, чтобы их арестовали, около 60 тысяч человек. Сторонники Ганди сидели в душных индийских тюрьмах. Самого Ганди три раза выкупили, но на четвертый раз он сел.»
Мартин Лютер Кинг — «Не надо бояться тюрьмы». Мы готовы заполнить все тюрьмы на юге США, чтобы добиться равных прав с белыми американцами. Осознанно делалось так, чтоб людей забрали в тюрьму. В 1963 году город Бирмингем был известен как один из самых расистских городов на юге США. «Крестовый поход детей» — этот марш придумали взрослые.
Джеймс Бевел, член организации Кинга, предложил использовать детей в протестах. Были старшеклассники-активисты. Несколько тысяч детей вышли на демонстрацию. Их пачками везли в тюрьму. Это дети сидели. Но считается, что это был самый поворотный момент кампании. 15-летняя активистка «крестового похода» позднее вспоминала: «Не было бы Бирбингема, не было бы Барака Обамы».
Лектор сокрушается, мол, после Ганди и Мартина Кинга таких движений гражданского общества не было.
Тамара Эйдельман, показывая фото, как бы невзначай замечает:
«Cовсем маленькие, а у нас еще про Навального кто-то говорит».
Тамара Эйдельман
Наш комментарий. Дети Бирбингема вышли бороться за свои права в США в штате Алабама, где действовали расовые законы и Ку-клукс-клан — ультраправая организация в США, отстаивавшая белый национализм.
В июне 1963 года Джон Кеннеди выступил в поддержку афроамериканского меньшинства штата. Законы, легализующие сегрегацию в Алабаме, были отменены. Ку-клукс-клан перестал существовать.
Остаётся вопрос к Эйдельман, за что борются дети Навального? За чьи интересы ниже на фото?
Эйдельман оправдывает участие детей в акциях «гражданского неповиновения» Навального
«У меня дочка в Барселоне, я часто там бываю. Желтые ленты как символ свободы политзаключенным повсюду — восхищение».
Тамара Эйдельман
Как современный пример гражданского неповиновения, восхищение Тамары Натановны вызывает Испания.
У меня дочка в Барселоне, я часто там бываю. Эйдельман имеет в виду протесты в Каталонии (2019), которые вспыхнули после объявления приговоров ряду каталонских политических лидеров, поддержавших идею отделения региона от Испании.
С 16 по 18 октября демонстранты провели так называемые «Марши за свободу» — масштабные акции в поддержку движения за независимость и осуждённых политиков. Сама Тамара Натановна вроде как не поддерживает сепаратизм, но формы борьбы её восхищают.
«Протест там совершенно мирный. Вышли каталонцы и встали между радикалами и полицией. Сепаратистам дали дикие сроки…». И туда приходят сотни люди, просят их посадить, ведь мы тоже так думаем. Возникли огромные очереди. Ввели лимит принимать по 25 заявлений в день.
Их не посадили, конечно, но они блокировали работу судов. «Это производит очень сильное впечатление». «Желтые ленты» как символ «свободы политзаключенным» повсюду — восхищение. У нас, конечно, нет такого, чтобы граждане пришли с просьбой посадить в тюрьму в поддержку заключённых».
Марк Гальперин и Константин Котов посажены совершенно ни за что — за участие в мирной демонстрации. Каждый из них понимал на что идет. Гальперин уже имел условный срок. Плохо, что у нас таких не 60 тысяч, как у Ганди.»
Завершается лекция цитатой Льва Толстого:
«Выгоды неподчинения больше выгод подчинения.»
Ни доллара правительству
Запись о подготовке к лекции была опубликована «Эхом Москвы» 17 января на личной странице Тамары Эйдельман.
«Готовлюсь к лекциям в Ельцин-центре — о людях, которые осознанно нарушали законы, чтобы пойти в тюрьму, и о тех, кто демонстративно не платил налоги. Эти два способа гражданского неповиновения кажутся мне невероятно важными — и невероятно сложными.»
Лейтмотив лекции – неуплата налогов как форма мирного «гражданского сопротивления».
«Кого не устраивает власть, её можно атаковать с точки зрения налогов».
Тамара Эйдельман
Наш комментарий: Эйдельман пользуется методом либерального анализа, исключающего генетический метод (рассмотрение явления в развитии от генезиса к завершению) и культурно-исторический контекст события, что позволяет переносить методы «ненасильственного сопротивления» в Европе и Северной Америке XVII–XVIII веков, проецировать их на современную Россию.
В действительности, все это примеры раскачки революции либеральной буржуазией. В современной ситуации – раскачки «цветной» революции.
«Так как в России такая форма из-за незрелости гражданского общества не развита (печальная тема)», лектор обозначает, что даёт образцы «налогового сопротивления», как формы протеста молодой буржуазии, на примерах Англии и США в начале нового времени.
В Англии родоначальником и образцом такого сопротивления власти стал Джон Гэмпден, один из лидеров парламентской оппозиции накануне Английской революции XVII в.
Он не стал платить «корабельную подать», которую король ввёл без решения парламента и был отправлен в тюрьму. За то, что сидел в тюрьме, приобрёл огромную популярность в английском обществе.
Парламент приговорил к смерти двух сторонников короля, и король струсил и подписал указ о их казни. Король решил наказать депутатов-смутьянов, но их укрыли в Сити. Король нарушил закон, явился в парламент с вооруженными людьми.
Тамара Натановна с восхищением рассказывает о памяти в Англии о Гэмпдене: памятники, названы улицы, города, скверы. Но главное, он научил выступать против государства.
Мельком проходит сюжет, что это было вовсе не мирное противостояние («революция потом»).
Что касается казни короля Карла I Стюарта, Эйдельман замечает:
«Карла I Стюарта казнили, но во многом он сам был творец своей судьбы. Пытался подавить парламент».
То, Что Джон Гэмпден был участником революции, примкнул к индепендентам, был смертельно ранен в бою с королевскими войсками, — не актуализируется.
«Налоги без представительства — это тирания».
Тамара Эйдельман
Подобный пример «мирного гражданского налогового сопротивления» в 13 английских колониях в Северной Америке, что стало прелюдией Гражданской войны за независимость от Великобритании (1775–1783).
Налоги без представительства – это тирания. Сами по себе налоги были невысокими, но колонистов возмущало, что в английском парламенте не было их представителей, то есть они не утверждают налогов.
Тамара Натановна восхищённо рассказывает, как в августе 1765 года на «священном дереве» вязе колонисты повесили чучело ненавистного сборщика Гербового налога Эндрю Оливера. Рядом болтался башмак с зеленой подошвой (намёк на инициатора Гербового сбора Дж. Гренвилля), из которого вылезал дьявол с вилами наперевес.
В базарный день крестьяне, ехавшие в Бостон со своими товарами, должны были получать от чучела пародийный гербовый штамп. Позже чучело протащили по улицам города и сожгли вместе с новым домом Оливера (лектор смягчает — «конюшней»).
А старый вяз превратился в символ сопротивления. Его изображения распространялись по всей Новой Англии и даже за ее пределами. «Деревья свободы» появились и в других местах, от Род-Айленда до Южной Каролины.
«Это совершенно мирный протест, – заверяет лектор. Американская война за независимость — другая история».
«Лига женщин, не платящих налоги в Англии»
Наш комментарий. «Лига женщин, не платящих налоги в Англии» как образец борьбы «за правильные выборы» «хороших граждан» в современной России.
Женщины в Англии не имели избирательных прав, отказались платить налоги, пока им не дадут права вплоть до 20-х годов X века.
Зал слушает эмоциональный рассказ лектора о выдающихся женщинах-суфражистках (борцов за избирательное право женщин) из «Налоговой лиги» Дороти Фрэнсис Монтефиоре и Элизабет Уилкс.
В 1897 году Дороти Фрэнсис Монтефиоре предложила формирование налоговой лиги женского сопротивления. В 1906 году в знак протеста против отсутствия политического представительства, она отказалась платить свои налоги и забаррикадировалась против полиции в своем доме, держав оборону в течение шести недель.
Лига использовала этот случай как возможность для демонстрации и рекламы. Монтефиоре обращаясь к частым толпам через верхние окна дома.
Через 6 недель отправлена в тюрьму. Элизабет Уилкс, казначей лиги, отказалась платить налог в 1908 году. Английские женщины добились избирательного права только после Первой мировой войны.
«Меня не перестают поражать цивилизованные формы отказа платить налоги».
Тамара Эйдельман
Наш комментарий. Здесь прямой намёк на оценку внешней политики Путина, которая характеризуется либералами как «агрессия» на Украине и Ближнем Востоке, расходов государства на оборону страны как «милитаризации» России на «защиту национализма», а не суверенитета.
Лектор приводит примеры прогрессивных деятелей, не оплачивающих своими налогами военные преступления правительства.
Джон Вулман, квакер, североамериканский торговец, портной, автор дневника, странствующий проповедник, один из первых противников рабства в колониальной Америке, критиковал экономическое неравенство и обязательную воинскую повинность. С 1755 года во время франко-индейской войны призывал к организации налогового сопротивления, чтобы прекратить финансовую поддержку вооруженных сил.
Генри Торо. Тамара Эйдельман посвятила много добрых слов Торо, как человеку, который считал, что законы можно не соблюдать в первой лекции, теперь она акцентирует внимание аудитории на позицию Торо в отношении уплаты налогов, цитируя пространную цитату из трактата Торо «О гражданском неповиновении»:
«Я не платил подушный налог шесть лет. Однажды из-за этого меня посадили в тюрьму на одну ночь, и, пока я находился там, рассматривая каменные стены двух или трехфутовой толщины, деревянную дверь толщиной в фут, окованную железом, и железную решетку, заслонявшую свет, я не мог не поражаться глупости того общественного устройства, что рассматривало меня просто как кусок плоти с кровью и костями, который можно запереть.
Я полагаю, они наконец-то решили, что нашли мне наилучшее применение, но жаль, что они не додумались воспользоваться моими услугами каким-либо иным образом. Я думал о том, что если бы между мной и моими согражданами была бы действительно каменная стена, то им бы пришлось с большими трудностями перебираться или пробиваться через нее, чтобы стать такими же свободными, как и я. Ни на мгновение я не чувствовал себя заключенным, а стены являли собой пустую трату камней и раствора.
Они просто не знали, что делать со мной, и вели себя как невежды. В каждой угрозе и в каждой похвале была грубая ошибка, потому что они думали, что мое главное желание — быть по ту сторон уэтой каменной стены. Я не мог не улыбаться, глядя как старательно запирали они мои мысли, которые однако не испытывали никаких помех, а ведь именно они и были опасны.
Что ж, поскольку мысли им не доступны, они решили наказать мое тело, как мальчишки, обижающие собаку человека, на которого они затаили зло. Я понял, что государство страдает слабоумием, что оно отжило свой срок…»
Эйдельман комментирует:
«Торо хотел бы жить без государства. Если бы тысячи людей не заплатили налоги, то произошла революция. Я отказываю в лояльности государству. В налоговой декларации не указано, куда идет налог. Связь между налогами и войной резонная связь».
«Государство греховно, платить налоги не надо, служить в армии не надо».
Тамара Эйдельман
Наш комментарий. Генри Торо — американский писатель, философ, публицист первой половины XIX века, аболиционист. Выступал против американского правительства и американских законов, легитимирующих рабство на Юге США, против войны, которую вели в его время Соединённые Штаты в Мексике.
Как гражданин, он не являлся противником вообще правительства и уплаты налогов, но призывал «уже сейчас подумать о лучшем правительстве».
«Может ли гражданин хоть на секунду передоверить свою совесть законодателю? Зачем тогда каждому человеку совесть? Я думаю, что мы прежде всего должны быть людьми, и только потом — подданными.
Нежелательно воспитывать такое же уважение к закону, как к справедливости. Единственная обязанность, которую я могу принять на себя, — это в любое время делать то, что я считаю справедливым».
Эйдельман: Меня не перестают поражать цивилизованные формы отказа платить налоги на Западе.
Революция одного человека:
Есть люди, которые посылают объяснительные, почему не платят налоги, или сознательно сокращают имущество. Упорно-упорно отказываются платить налоги. Или я платят налоги тому, кому хотят — на благотворительность, НКО.
Государство греховно, платить налоги не надо, служить в армии не надо.
В заключение Тамара Натановна приводит уникальный случай налогового сопротивления в современное время экологической активистки в Калифорнии, которая 2 года, с 10 декабря 1997 по 1999 прожила на дереве секвойе, не дав его срубить. Она устроила себе жилище на дереве, команда поддерживала её продуктами. Лес был сохранён.
«Писательница. 150 тыс. долларов налогов перевела на благотворительность, а не на глупости».
«Почему не сработало в России?» — сокрушается лектор. Ведь был прецедент: В 1906 году после роспуска часть депутатов Государственной Думы, около 200 человек, уехали в Выборг в Финляндию. 180 подписали Выборгское воззвание.
Правительство не имеет право без представительства ни собирать денег, ни призывать солдат. Воззвание не имело последствий.
Почему? Напрашивается ответ: В России нет традиции платить налоги. Половина не платит налоги.
Чтобы развивать это направление, нужно гражданское общество. Англии, например, пришлось потратить на это около 500 лет.
Измена Отечеству на примере «Антигоны» Софокла
Если бы историк Т. Н. Эйдельман выстраивала свою лекцию на научной основе, а не на идеологической, то она вряд ли измену брата Антигоны воспела как проявление гражданского неповиновения.
Предательство в понимании греков было противно самому духу гражданского коллектива, нарушало его сплоченность, подрывало моральный дух, а потому, должно было быть сурово наказано.
Трагедия «Антигона» написана на мифологический сюжет фиванского цикла Софоклом (442 г. до н. э.). Афинский писатель вскрывает конфликт между родовым обычным правом (неписаными законами) и законами государственными.
Вряд ли этот пример можно отнести к истории гражданского неповиновения. У многих племён обычаи были жестокими по отношению к предателям.
Так, например, старинные обычаи германцев не требовали возбуждения обвинительного процесса в отношении таких преступлений, которые существенным образом затрагивали общий интерес (измена, бегство с поля боя и т.д.).
Виновные в этих преступлениях наказывались по инициативе властей. Изменников, по обыкновению, вешали на дереве, трусов топили в болоте и забрасывали хворостом.
Полиник, брат Антигоны, предал родные Фивы и погиб в борьбе со своим родным братом Этеоклом, защищавшим город. Царь Креонт запретил хоронить предателя и приказал отдать его тело на растерзание птицам и псам.
Креонт противопоставляет божественному праву государственное, что полностью совпадает с гражданским правосознанием того времени.
Профессор Казанского федерального университета, доктор исторических наук Э. В. Рунг исследовал восприятие предательства в античной Греции.
Предательство в понимании греков было противно самому духу гражданского коллектива, нарушало его сплоченность, подрывало моральный дух, а потому должно было быть сурово наказано – наказаниями за них была смертная казнь.
Исследователи греческих текстов отмечают, что групповое предательство было нередким явлением в рамках политической борьбы в греческих полисах архаического и классического периода.
«Всякий раз, когда город оказывался под угрозой военного вторжения, мы всегда находим группировку внутри города, желающую предать его врагу с целью получения политического господства, если необходимо, при вооруженной помощи внешнего захватчика».
Рассматривая феномен предательства в период Пелопоннесской войны, Л. А. Лозада оперирует современной терминологией, восходящей ко времени гражданской войны в Испании в 1936 году и широко применяемой для обозначения сторонников Гитлера в странах Европы и США.
Метафорично, однако, по существу, он связывает «пятую колонну» именно с предательством, как это очевидно по его следующему замечанию:
«Пятая колонна определяется как группа или группировка в государстве, которая действует предательски или губительно в сотрудничестве с врагом».
Несоблюдение законов на примере суда над Сократом
Сократ бы очень удивился, что он призывал греков к несоблюдению законов, так как он защищал себя на их основе.
Из «Апологии Сократа» Платона следует, что в 399 г. до н. э. Сократу предъявили обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество».
Афинский суд составил обвинение в соответствии с действующими тогда законами и назначил Сократу денежный штраф. Сократ предпочёл принять яд. По решению суда философ был вынужден выпить чашу с ядом.
Историки Кембриджского университета пришли к выводу, что для своего времени приговор, вынесенный философу, представлял собой обычное явление.
С точки зрения суда Древней Греции, действия Сократа, а также его резкие высказывания шли вразрез с законом и ставили целью расшатывание нравственных устоев. На процессе мыслитель открыто насмехался над судьями, предлагая в качестве наказания для себя «сытный обед в обществе чемпиона Олимпийских игр».
Только смертный приговор мог быть расплатой за подобное неуважение к власти. Существовавшую версию о том, что Сократ стал жертвой судебной ошибки, кембриджские историки считают недостоверной.
Что касается Платона, ученика Сократа, то в его идеальном государстве велика роль законов. Платон требует, чтобы и сами правители подчинялись законам. «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы…».
Платон обосновал идеи правового государства, в основе которого лежит верховенство права. Законы регламентируют все стороны общественной жизни, включая цензуру над поэтическими произведениями, регламентируется духовная жизнь, преподавание, поездки за границу.
Законы регулируют брак, религию, похороны, воспитание детей. За нарушение законов предусматривается смертная казнь. Свобода приносится в жертву единству и общему благу.
Отказ платить налоги на примере трактата Генри Дэвида Торо «О гражданском неповиновении» 1848 года
Либерал Т. Н. Эйдельман, сторонница американской демократии, на наш взгляд, неудачно приводит в пример борьбу аболиционистов накануне Гражданской войны 1861—1865 годов в США между промышленным Севером и Конфедерацией 11 рабовладельческих штатов Юга.
В ходе войны произошло около 2 тысяч мелких и крупных сражений, граждан США погибло больше, чем в любой другой из войн, в которых участвовали США. Боевые действия завершились сдачей остатков армии южан под командованием генерала Стенда Уэйти 23 июня 1865 года.
Потери северян составили около 360 тысяч человек убитыми и умершими от ран и более 275 тысяч ранеными. Конфедераты Юга потеряли около 258 тысяч. Только военные расходы правительства США достигли 3,5 миллиардов долларов.
Эссе Торо «Гражданское неповиновение» содержит непримиримую критику в адрес рабовладельческой политики тех времён. Торо поддерживал движение аболиционистов за освобождение негров-рабов в США перед Гражданской войной.
Эссе Толстого перекликается с идеями Генри Торо и Уильяма Генри Гаррисона.
Американских аболиционистов обвиняли в том, что их деятельность ставит под угрозу союз Севера и Юга, противоречит Конституции США, которая оставила решение вопроса о рабовладении на усмотрение отдельных штатов.
Большинство аболиционистов во главе с Гаррисоном считало, что с рабством необходимо бороться, не прибегая к силе. Меньшинство, возглавляемое Фредериком Дугласом, выступало за применение вооружённой силы.
Джон Браун предпринял неудавшуюся вооружённую попытку освободить рабов в 1859 году. Торо несколько раз публично выступал в защиту Джона Брауна, известного аболициониста, казнённого за организацию вооружённых налётов с целью освобождения рабов.
Аболиционизм как политическое движение исчерпал себя, после того как 22 сентября 1862 года была принята Прокламация об освобождении и 18 декабря 1865 года Тринадцатая поправка к Конституции США.
30 марта 1870 года Пятнадцатой поправкой бывшим невольникам было дано также право голоса.
На эти решения повлиял целый ряд факторов, и Движение аболиционистов, и личность Авраама Линкольна, и Гражданская война, и международная оценка рабства в США.
Т. Н. Эйдельман, ссылаясь на Генри Торо, отказавшегося финансировать войну американцев в Мексике, намекает на «агрессию России» на Украинеи в Сирии и призывает к гражданскому неповиновению в форме неуплаты налогов. Что это обрушит все социальные программы государства и экономику страны, её не волнует.
Призыв к акции гражданского неповиновения в России на примере борьбы Махатмы Ганди — самая грубая либеральная манипуляция
Призыв к акции гражданского неповиновения в России на примере борьбы Махатмы Ганди — самая грубая либеральная манипуляция.
Борьбе индийцев за суверенитет британская буржуазия противопоставила свои войска.
Ганди — одна из наиболее узнаваемых фигур в новейшей истории. Противник либерализма, буржуазной собственности и колониальной глобалистской политики Великобритании.
Он вёл такую же борьбу, которую ведёт сегодня Россия против американского глобализма за сохранение поликультурного мира, за интеграцию в мировое сообщество национально ориентированных культур. Россия также использует разные формы ненасильственного сопротивления, однако, только современный ВПК может обеспечить мирные средства борьбы за национальный суверенитет.
В борьбе за независимость Индии от английских колонизаторов М. Ганди разработал методы ненасильственного сопротивления: по его инициативе индийцы прибегали к бойкоту британских товаров и учреждений, а также демонстративно нарушали ряд законов.
Широко известна его непримиримая борьба с кастовым неравенством. Нельзя ограничиваться положением «насколько это возможно», когда речь идёт о неприкасаемости. Если неприкасаемость должна быть изгнана, она должна быть изгнана полностью и из храма, и из всех других сфер общественной и государственной жизни.
Что касается Индии, он добивался ликвидации кастового строя на основе светского законодательства. В основу индийской государственности Ганди закладывал религию. Он был убеждён, что изначально всем людям, независимо от их расовой, кастовой, этнической и религиозно-общинной принадлежности, присуща врождённая божественная природа.
2 октября 2019 года Индия отпраздновала 150-летие «отца нации» Ганди.
Национальной символикой Индии является фото Махатмы Ганди с прялкой. Это не случайно. Ненасильственная борьба за независимость от английских колонизаторов, разработанная Ганди, получила название «сатьяграха». Символом её стала прялка. Ганди призывал всех индийцев перейти на самообеспечение, самостоятельно делать себе одежду, обувь, не покупать британских товаров, чтобы возродить производство в стране.
Это сегодня очень напоминает политику России, направленную на импортозамещение иностранных товаров, придание российской экономики независимости от западного рынка. Такую политику проводят, чтобы повысить национальную и экономическую безопасность государства.
В 1950 году Индия объявила себя независимой от англичан.
Справка! В индийской культуре колесо играет особую философскую роль. На санскрите это слово звучит как «чакра». Чакрами в духовных практиках индуизма и буддизма называют энергетические центры тонкого тела человека, сквозь которые течёт жизненная энергия. «Дхармачакра» — «колесо закона», учение Будды о просветлении. А тот, кто вращает это колесо, зовется чакравартином, человеком, который возвращает мир из хаоса и беззакония к порядку и миру. Ганди просил всех вращать колесо прялки не только ради самостоятельности Индии, но и ради порядка и мира во всем мире. И сам каждый день с 4 утра прял по часу.
Сам Махатма Ганди понимал, что тактику ненасилия сложно применять против винтовок. Однако британские колониальные власти не желали просто так выпускать власть из своих рук.
После того как британцы спровоцировали 13 апреля 1919 года бойню в Амритсаре: войска расстреляли 379 мирных демонстрантов, Ганди отменил кампанию сатьяграхи.
Он признал, что «было огромной ошибкой призывать к ненасильственному восстанию народ, еще не созревший до понимания ненасилия», ведь часть индийских компрадоров, либерально ориентированных, сами спровоцировали бойню.
Подобный пример и с «ненасильственным сопротивлением» Мартина Лютера Кинга. Мартин Лютер Кинг-младший, известный правозащитник, вдохновлённый учением Махатмы Ганди в Индии, руководил ненасильственными забастовками за наделение афроамериканцев большими правами. Кинг был застрелен в 1968 году.
Выводы к лекции Эйдельман ярко демонстрируют, что цели её далеко не исторические.
«Успех «гражданского неповиновения»:
- массовая поддержка;
- переход на сторону граждан полиции и армии, представителей власти;
- роль СМИ — инструкции, листовки;
- И, конечно, МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОДДЕРЖКА.
Для успеха достаточно 3,5 процента населения. У нас в России, это 5 миллионов человек. К сожалению, мы не достигли такой «зрелости». Никаких дополнительных подзаконных актов для мирной демонстрации не нужно. Любой митинг должен быть санкционирован».
8 и 9 февраля 2020 года Тамара Эйдельман вернется в Ельцин Центр с третьей и четвертой лекцией из своего авторского цикла «Против течения: история гражданских конфликтов»: «Можно ли мирными средствами добиться независимости для своей страны?» и «Лев Толстой — зеркало русской революции или апостол мирных протестов».
Мы обязательно проанализируем содержание грядущих выступлений. Следите за новостями, подписывайтесь на нас в Твиттер и Инстаграм.
Также Вы можете поддержать развитие проекта «Мягкая сила», сделав благотворительное пожертвование.