Праздник Победы 9 Мая в России уже несколько лет активно оценивается либералами как «архаизм» и «победобесие», «религиозный культ» в государственной политике Президента РФ В. В. Путина.
Рассмотрим проблему с иного ракурса: кому и зачем нужно лишить Россию и народы, которые входили в состав Российской империи и Советского Союза, исторической памяти?
В. В. Путин о Дне Победы, Бессмертном полке, и исторической памяти:
«Россиян отличает историческая память, «которая все время возвращает нас к годам тяжелых испытаний», – объяснил Путин в интервью Павлу Зарубину, автору программы «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия 1», отвечая на вопрос об отличии российского национального характера от остальных».
В.В. Путин о значении исторической памяти для единства нации:
«На других территориях, в других странах, далеко не везде люди проходили через такие испытания. И есть понимание, что, если нам не удается сплотиться, результат, как правило, тяжелейший для всего нашего народа. А так как это был в период раздробленности Руси, которая привела к тому, что с запада подходили одни завоеватели, с востока другие, и народ страдал сотни лет, такое не забывается».
Как результат, «понимание в общественном сознании, что во времена суровых тяжелых испытаний единственное спасение и условие для движения вперед – единство».
«Движение «Бессмертный полк» подхвачено миллионами людей, и это говорит о том, что не нужно никакой пропаганды, чтобы у людей сохранялась историческая память.
«Наши герои всегда с нами в нашем сердце. А по брусчатке Красной Площади, отдавая дань уважения нашим героям, мы еще пройдем», – пообещал президент».
Президент РФ Владимир Путин объявил о подготовке к Параду Победы, который будет проведён 24 июня в день 75-летия проведения исторического парада Победы 1945 года.
Москвичи с радостью восприняли эту новость. Многие считают, что несмотря на пандемию, 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне нужно обязательно отметить, ведь в этот день – 24 июня 1945 года состоялся легендарный исторический Парад Победителей на Красной площади, который принимал маршал Георгий Жуков.
Life провёл небольшой опрос жителей столицы, чтобы выяснить, как они относятся к тому, что Парад Победы будет проведён 24 июня:
«Мне кажется, лучше праздника в нашей стране нет. В любом случае всегда верим: в себя, в свою страну, в нашу Победу. Она всегда будет с нами, с нашими внуками и правнуками».
«Парад Победы – это традиция, которую мы должны передавать из поколения в поколение. Я считаю, что всё это правильно. Да, мы немного перенесли из-за коронавируса. Но мы всё-таки проведём, и это здорово».
«Конечно, надо проводить. Любой человек будет рад этому. Это великий праздник, это до мурашек, это вечная память».
Иная статистика
У обозревателей «Эха Москвы» иная статистика.
90% слушателей считает нужным отказаться от военных парадов. Радиостанция на сайте провела опрос своей аудитории на тему необходимости проведения военных парадов. Итоги получились не такие, как на улице в народных массах. На вопрос: «Нужно ли отказаться от военных парадов?» из 3 352 респондентов на 27 мая 90% выбрали вариант «да». «Нет» ответили 9% и только 1% опрошенных затруднился дать ответ на вопрос.
Оппозиция сразу же приступила к работе по дискредитации военного парада, государства и власти. В руках у них теперь важный козырь – коронавирусный хайп. Либералы предостерегают о риске заражения участников парада, обосновывают, что праздник Победы, Бессмертный полк нужны только власти, но не гражданам.
Кому нужен военный парад? – задают вопрос журналисты «Эха», обращая его, разумеется к либеральным историкам, журналистам и политологам.
Сотрудник радиостанции «Эхо Москвы» Нино Росебашвили пригласила историка Николая Сванидзе, чтобы поговорить с ним об его отношении к Дню Победы и военному параду, приобщив к этим вопросам отношение к голосованию по конституционным поправкам. Можно подумать, что Росебашвили и слушатели «Эха» заранее не знают ответов известного сегодня в России фальсификатора отечественной истории, тоскующего, как и Нино, по свободам 90-х годов, открытых Горбачевым для прессы и «майданных» правозащитных движений.
Росебашвили: «А все, что касается проведения парада и голосования, вы совпадаете по этим вопросам с государством?».
Сванидзе: «Абсолютно не совпадаю. …Я не люблю военных парадов. Но большая часть наших сограждан любит их. Это привычка. Я не люблю. Я последний раз любил парады в раннем детстве. Мне нравилось смотреть телевизор как машинки идут по Красной площади. Солдатики маршируют. Сейчас я не вижу в этом смысла. Из всех развитых стран парад, по-моему, только во Франции. В Израиле его отменили в начале 70-х годов. …Израиль настолько обладает мощной армией, что необязательно нам демонстрировать эту мощь на параде. Тем не менее, мы привыкли к парадам. Я имею в виду наших сограждан. Смотреть – смотрят. Я не понимаю смысла в этом.
Вообще я считаю, что отметили 9 мая и всё. Не нужно отмечать 9 мая весь год. Отметили 9 мая, теперь 24 июня, потом 26 июля [Имеет ввиду дату, предварительно намеченную Президентом для Бессмертного полка]. Сколько можно отмечать. Сколько можно праздновать победы. У меня вообще особое отношение ко дню победы. … Это ликование милитаристское мне абсолютно чуждо. Оно у меня вызывает просто омерзение.
Парад народу не нужен, он нужен Президенту. «Но начальнику хочется. Начальнику хочется отметить еще раз. Хочется парада, значит, будет парад».
Росебашвили: А хочется парада зачем? В чем выгода?
Сванидзе: «Выгода в том, что это победа над коронавирусом будет отмечаться. Это память победы над Гитлером 1945-го года. Парад 24 июня, когда был знаменитый парад с бросанием штандартов гитлеровских и знамен к Мавзолею. К сталинским ногам. А сейчас будет победа одержана нами над вирусом. Если она, дай бог, будет одержана. И таким образом получается как бы такая параллель. Там победил Сталин Гитлера, а здесь понятно, кто, наш руководитель победил вирус. И это в пиаровском политическом смысле, в смысле рейтинговом сочтут благодарное действие».
Борис Вишневский, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, глава фракции «Яблоко», и доцент ВШЭ Кирилл Мартынов призвали россиян поддержать их позицию и выступить против военного парада.
Вишневский осудил проведение парада на Дворцовой площади по случаю 75-летия освобождения Ленинграда от фашистской блокады 27 января 1944 года.
В 2020 году пошёл ещё дальше, назвав «потешным полком» Президентский полк и оскорбив Президента 9 Мая, который от имени всей страны отдал дань Памяти героям Великой Отечественной войны
Президентский полк — элитарное подразделение, основанное в 1936 году. 7 мая полк отметил 84 года со дня основания. Полк награждён орденом Красного Знамени за боевые заслуги в Великой Отечественной войне. По выправке офицеров и солдат Президентского полка судят о всей Российской армии.
Леонид Гозман, главный политолог «Эха» и борец с советскими праздниками и советско-российской трактовкой роли СССР в Победе над фашизмом, откликнулся в который раз своей оценкой:
«Парад для понтов», «религиозный государственный культ». «Парад, который для Путина в тысячу раз важнее человеческих жизней», как и для Сталина.
«Штандарт Гитлера к подножью Мавзолея бросали в 1945 ровно в этот день. Сейчас, наверное, построят мавзолей Путина – не труднее картонного Рейхстага имени Шойгу – и будут бросать к нему штандарты Коронавируса и флаги стран НАТО. Всех их Путин победил. И дальше побеждать будет».
Гозман развивает тему о том, что власть скрывает истинную ситуацию с коронавирусом в России:
«Ситуация с эпидемией в стране, по-видимому, ужасная. Путину, конечно, докладывают не все – каждый губернатор пытается показать, как эффективно он выполняет приказ президента о срочном прохождении пика — но и того, что доложили, оказалось достаточно».
Он прогнозирует огромные жертвы среди военных участников парада в Москве и в других городах, «которым будет суждено заразиться и даже умереть». Власть, конечно, скроет численность умерших от эпидемии в армии.
«А молодых парней, которые так красиво пройдут по главным площадям наших городов, и станут жертвами начальственных «понтов» и желания несмотря ни на что сохранить власть, им не жаль. Расходный материал».
В интервью «Радио Свобода» Гозман был более откровенным:
«Конечно, это религиозная история. Посмотрите, как они смешно реагируют на какие-то нападки на этот культ. Объектом культа является, конечно, не победа, победа – это служебный культ, а объектом реального культа является, как и положено, первый человек – Владимир Путин, «победитель в Великой Отечественной войны».
«Я против парада вообще, я за поминальные какие-то процедуры, поминальные церемонии и прочее. Но Путину это нравится, он царь, он делает, что хочет. Кроме того что ему это нравится, очевидно совершенно, что он это связывает с плебисцитом, с голосованием за себя любимого до 2036 года. Ему надо провести голосование побыстрее, потому что народ звереет потихоньку, рейтинги падают, все цифры, связанные с рейтингом президента, падают. Поэтому, если сильно это откладывать, то он может получить крупную неприятность».
Михаил Соколов, радио Свобода:
«Владимир Путин, наконец, назначил на 24 июня сакральный для него парад Победы. Для Путина парад в тысячу раз важнее жизней людей». Соколов даже посвятил этой теме дискуссию на РС, с приглашением политолога и экономиста из США Марии Снеговой и политолога Леонида Гозмана, работающего в России в интересах утверждения американской концепции истории Второй мировой войны.
Мария Снеговая, докторант Колумбийского университета (Нью-Йорк), из Вашингтона уже многие годы борется с «русским государственным патриотизмом».
Правильный патриотизм – это в США, убеждена она, тот который формируют у американских студентов. «В социальных науках популярно разделение «патриотизмов» на «слепой» и «гражданский». В известной работе Роберт Шатц, Эрвин Стауб и Говард Лавин (On the Varieties of National Attachment: Blind versus Constructive Patriotism, 1999) на исследованиях американских студентов-бакалавров показывают, что эти два разных типа патриотизма связаны с разными типами поведения. «Слепой» патриотизм – это привязанность к стране с беспрекословной положительной оценкой своей родины и нетерпимостью к критике своего государства. «Гражданский» или «конструктивный» патриотизм – это любовь к стране, связанная с анализом и критикой существующей ситуации и стремлением изменить родину к лучшему. «Патриотизм – это мера стыда за преступления, совершенные от имени твоего народа». Патриотизм – это гражданское неповиновение и желание изменить ситуацию к лучшему. Гуманистическая традиция, только начавшись в конце XIX в., была резко оборвана октябрьским переворотом, а большевики максимально укрепили уже имевшиеся этатистские тенденции». Понятно, что, согласно Снеговой, 90-е годы в России были «святые», но Путин и народ эту «святость» перечеркивают. Не тот народ, не как в Америке.
Мария Снеговая (Вашингтон, Центр «Левада»):
«Апелляция к сталинской традиции, напомню, что 24 июня связано с Парадом 1945 года, который был проведен в тот же день, она присутствует у Путина с самого начала, еще в 2000 году, фактически после инаугурации он, обращаясь к россиянам в День Победы, использовал знаменитое обращение Сталина «братья и сестры»».
В течение всей дискуссии Снеговая апеллируют к статистике Центра «Левада», в котором работает. «На Западе отношение будет к этому зависеть от того, какие количества жертв будут от болезни, от вируса в России. Понятно, что статистика вся абсолютно в России рисуется по этому поводу, как смертность, так и цифры инфицирования. Но есть косвенные индикаторы, по которым западные СМИ пытаются оценить. Конечно, если уровень жертв будет очень велик, то боюсь, что Путин может обратную задачу реализовать в данный момент. Обращу внимание, что все-таки «Бессмертный полк» решили не проводить 24 июня, они все-таки боятся, что инфицирование будет очень серьезным. Во время парада они надеются, что можно как-то соблюсти дистанцирование, снизить уровень заражения
Александр Минкин, журналист газеты «Московский комсомолец», выступил на «Эхе» со статьёй «Парад для кого?»:
«Парад настолько упорно связывают с Победой, будто отмени парад и Победа исчезнет. Но это историческое событие никак не зависит от парадов, раскрашенных поездов и автобусов. Сейчас в Москве даже на кабинах мусороуборочных машин появилась цифра 75 из красных стрел — символика юбилея Победы. Это добавляет святости или опошляет идею?».
Неважно, – рассуждает Минкин, –
«пусть официальные лица демонстрировали бы святость по календарю: на Пасху — со свечкой, на День России — с трехцветным флагом, на День Победы — с красным»,
«Но у нас эпидемия. Именно она вынудила отменить традиционный парад 9 мая. Эта отмена была встречена с пониманием и военнослужащими, и врачами, и родителями тех солдат, которым предстояло маршировать по Красной площади (жаль только, что около трехсот курсантов успели заразиться во время репетиций)».
Минкин даёт информацию о заражении курсантов, расследованную «Проектом» Романа Баданина, одного из последних американских проектов журналистских расследований преступлений власти, запущенных в России.
Либеральный журналист не упускает случая подчеркнуть «ошибки Сталина в войне»:
«Ситуация наша и впрямь напоминает 1945-й. Взять Берлин любой ценой! Берлинская операция, лобовые атаки стоили нашей армии около 350 тысяч человек. Прошлое не вернёшь, случившееся не исправишь, но военные специалисты признают: Берлин можно было взять осадой, ежедневными бомбёжками. Он бы пал, может быть, на неделю позже, зато горьких потерь мы понесли бы гораздо меньше».
Антон Орех, журналист, обозреватель «Эхо Москвы», поддержал коллег по Эхо-цеху репликой «Парад чего?»:
«Мероприятие – чисто пропагандистское. … Парад продемонстрирует, насколько приоритеты государства расходятся с реальной жизнью. Все эти годы мы готовились к войне. Какой войне? С кем? Непонятно. Никто на Россию нападать не собирался и не планирует. Но львиная доля нашего бюджета уходит на милитаризм. Прямо видно, как загораются глаза у президента, когда он начинает говорить о вооружении и модернизации армии».
Орех полностью солидарен с Навальным и его карманным «Альянсом врачей» в оценке ситуации с пандемией в стране, Путина не интересует здоровье людей, он «дежурно отчитывается о планах развития медицины и социалке». Эховец прогнозирует на ближайшее время сильную вспышку коронавируса в России: «воевать нам придется не с НАТО или каким-то другим воображаемым противником. Воевать придется с вирусом, который уносит по миру ежедневно сотни жизней и первые жертвы в России – просто вопрос времени, причем, самого ближайшего».
«Нам бы сейчас продемонстрировать мощь нашей медицины!», — тоскует Орех, ссылаясь на новости профсоюза Анастасии Васильевой: «…Когда я читаю новости, что медики сами шьют себе маски, которых не хватает, и что у них на всё отделение один ртутный градусник, то кажется, что кавардак видят и сами врачи. Поэтому какую мощь и кому мы продемонстрируем на параде Победы?».
Может, Ореха действительно волнует здоровье людей. Отнюдь нет. Орех уже как минимум восемь лет воюет против праздника День Победы. Вот выдержки из его статьи тоже на «Эхо Москвы» за 2012 год: «Каждый год в конце апреля — начале мая одна и та же картина. Войска репетируют парад Победы, Москву насквозь перекрывают, по городу разъезжают танки и ракеты, народ матерится из-за диких пробок, тотальных перекрытий и потом проклинает дороги, которые и так разбиты, а после проездов тяжелой техники разбиваются окончательно».
Что это – милитаризм или патриотизм, — рассуждает Орех. — Ни то, ни другое.
«Мы показываем каждый год технику, которая за редким исключением устарела лет десять назад, а то и больше. Об этом знают наши враги из НАТО. Об этом говорят даже наши собственные руководители. А поскольку мы показываем этот хлам ежегодно, то получается еще нелепее – как несмешной анекдот, который вы продолжаете упорно рассказывать раз за разом, хотя и в самый первый раз никто не смеялся».
«Эти репетиции парада и сам парад из символа Победы превратились в символ безразличия и внешней показухи. И это раздражает еще больше, чем стояние часами в пробках».
Зачем ведут борьбу с исторической памятью
Историческая память – это передаваемые из поколения в поколение исторические сообщения о событиях прошлого, коллективная социальная память.
Русский народ, подобно другим этносам, очень бережно отбирает в своё этническое самосознание страницы героического прошлого, прежде всего, борьбы с иноземными захватчиками. С этих страниц звучат такие имена, как Илья Муромец, Александр Невский, Козьма Минин, Иван Сусанин, Михаил Кутузов.
Гражданская война и иностранная интервенция в 1918-1920 гг, Великая Отечественная война 1941-1945 гг вписала в историю полководцев и простых солдат РККА – М.В. Фрунзе, В.И. Чапаева, Г.К. Жукова, И.С. Конева, К.К. Рокоссовского; партизан – Лёни Голикова и Зои Космодемьянской; молодогвардейцев – Олега Кошевого, Ульяны Громовой; и многих других.
Их имена сегодня, подобно былинным героям, приобрели эпическую окраску. Всякая попытка пересмотреть их значение в русской истории, вызывает защитную реакцию народа как посягательство на коллективную историческую память.
Программа США по фальсификация истории и изменению у молодого поколения социальной коллективной памяти. Фальсификация истории как инструмент Мягкой силы на примере Украины
Этническое самосознание, базирующееся на исторической памяти, лежит в основе целостности народа. Методы пропагандистской работы ЦРУ США для прозападных СМИ стали включать обязательное направление работы по фальсификация истории и изменению у молодого поколения социальной коллективной памяти.
К этой работе подключены все лояльные Западу историки.
На Украине, как и в других государствах, возникших на постсоветском пространстве, с целью возбуждения советофобии и русофобии, бывшие советские историки, были активно обеспечены грантовой поддержкой, и создали новые, националистические, трактовки истории. Особое внимание в них было уделено пересмотру истории Второй мировой войны, оправданию коллаборационистов. Пересмотрены были и события, связанные с Гражданской войной, интервенцией и с образованием СССР.
«Новая история» приступила к освещению и более ранних периодов, утверждая проамериканскую концепцию истории России. С целью раскола русских народов на Украине историки начали трактовать древнерусскую историю, как «древнеукраинскую».
Из социальной памяти народа стали преднамеренно вычищать общую историю восточных славян, их борьбу с внешним врагом, были украинизированы общерусские святые и князья, былинные герои.
Как правило, для этой работы выбирались выходцы с запада Украины, где особо сильны украинские националисты, ориентированные на отрыв Киева от Москвы и создание прозападной Украины.
Пример профессиональной фальсификации истории даёт член-корреспондент Национальной академии наук Украины Ярослав Дашкевич в работе «Як Московія привласнила історію Київської Русі» (Как Москва присвоила историю Киевской Руси»).
«Создавая свое украинское государство, украинцы должны пересмотреть и уточнить свою историю, основываясь на правде, достоверных фактах и исторических событиях. Находясь на протяжении веков под властью завоевателей, украинцы фактически были лишены возможности влияния на формирование национального сознания и развитие истории, в результате чего история Украины написана преимущественно в угоду этим завоевателям. Особо не выясненным является вопрос о претензиях и притязаниях Московии, а в дальнейшем России, на историческое наследие Киевской Руси. … Нельзя вечно жить во лжи! Пришло время, чтобы украинские историки написали правдивую историю Украины, которая основывалась бы не на сфальсифицированных Екатериной II летописях и заново написанных в XVIII веке «общерусских летописных сводах», а на исторических фактах, зафиксированных в документах, в частности таких стран, как Польша, Турция, Греция, Иран и др. Люди должны знать правду».
Важной составляющей этносоциального сознания являются коллективные практики – праздники, посвященные историческим событиям, юбилеи, дни памяти, монументальная традиция и многое другое. В XX веке на первый план в формировании исторической памяти выдвинулись аудиовизуальные источники (кино, телевидение, радио), а в настоящее время – сетевой контент. Именно эти источники и стали использоваться агентами влияния Запада «для разработки системы влияния на большие людские массивы, для того, чтобы убедить их принять американскую точку зрения по тому или иному поводу».
В России Николай Сванидзе открыл свои «Суды времени», которые сразу же подверглись острейшей критике со стороны общественности и профессиональных историков. «Историческому суду» либеральные историки подвергли Александра Невского, Ивана Грозного, события Советской истории, включая Пакт Молотова-Риббентропа.
«Мероприятие – чисто пропагандистское. … Парад продемонстрирует, насколько приоритеты государства расходятся с реальной жизнью. Все эти годы мы готовились к войне. Какой войне? С кем? Непонятно. Никто на Россию нападать не собирался и не планирует. Но львиная доля нашего бюджета уходит на милитаризм. Прямо видно, как загораются глаза у президента, когда он начинает говорить о вооружении и модернизации армии».
Показательно, что при голосовании в студии нередко победу одерживала точка зрения либералов (историк Леонид Млечин), а в интернете и по телефону, всегда бесспорное преимущество (от 72 % до 97 %) отдавалось точке зрения Сергея Кургиняна, последовательно отстаивавшего традиционную оценку, устоявшуюся в коллективной памяти народа. («Суд времени» угодил под суд).