5 марта 2022 года решением совета директоров Алексей Венедиктов* был уволен с поста главного редактора станции «Эхо Москвы». Радиостанция прекратила своё существование. После закрытия редакция радиостанции стала выпускать передачи на YouTube-канале «Живой гвоздь» (с участием Венедиктова). 22 апреля 2022 года Минюст России внёс Венедиктова* в список СМИ – «иностранных агентов». Основными гостями «Живого гвоздя» стали лица, признанные Минюстом «иноагентами». Ещё одной площадкой для работы закрытой радиостанции остаётся Ельцин Центр.

Присмотримся к  создателям фильма «Голод». Кто же эти «правдоискатели», каковыми они сами себя позиционируют, и в чьих интересах они работают.

Алексей Венедиктов

Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы». Владелец исторического журнала «Дилетант». 11 ноября 2020 года он записал видеообращение в поддержку проекта «Голод» и обещал подписать альманах «Дилетант» каждому, кто его купит. Венедиктов заверил, что деньги пойдут на производство фильма и что значительная часть их уже собрана.

Журналист А. А. Венедиктов. Фото из соцсетей.

Источником для фильма стал сборник статей, опубликованный в журнале «Дилетант», в анонсе к ним сразу находим ложь: «В 1921–1922 гг. в России голодали порядка 40 млн человек. В советское время факт трагедии замалчивался». По официальным данным, голодало 28 миллионов человек. (Революция и гражданская война в России: 1917–1923 гг. Энциклопедия в 4 т. Т. 1. С. 446. М.: Терра, 2008. / Большая энциклопедия).

Обложка журнала «Дилетант», март 2021 г.
Обложка выполнена в стиле «греуль-пропаганды» (пропаганда ужасов коммунизма), разработанной нацистским ведомством Геббельса.

Рассмотрим статью «Воронежское восстание: «против голода и грабежей».

В 1920–1921 гг. по России прошла волна восстаний: против рабоче-крестьянской власти вставали и рабочие, и крестьяне. Только вот незадача для эхо-историков: Воронеж до 19 ноября 1919 года был в руках Деникина, а не большевиков. А затем его попытались захватить эсеры. При этом, их бандитские методы быстро потеряли поддержку, крестьяне сами выступили против руководителей восстания.

Мягкой силе удалось найти источник статьи – книгу, изданную «легендарным»  издательством «Посев». Её автор — воронежский историк Денис Борисов. Название книги «Колесниковщина. Антикоммунистическое восстание воронежского крестьянства в 1920–1921 гг.» (М., Посев, 2012). Счастливый приобретатель книги свободно купил её в Москве в «Библио-глобусе». Он обращает внимание читателей своего блога на отрывок, повествующий о существовании большевистских концлагерей (!) на территории воронежской губернии. Далее перед обладателем книжки открывается «правда»:

«Есть повод задуматься об идеологических штампах, когда слово «концлагерь» оказывается связанным в нашем сознании только с фашизмом. Уверен, что для большинства сограждан мысль о том, что в центральной России в первые годы советской власти существовала сеть концлагерей, куда заключали не каких-то дворян и купцов, а крестьян, бежавших от голода, окажется дика и не привычна. Надеюсь, следующими вопросами будут «кто мы?», и  «нужно ли каяться и за что?». Думаю, это будет более полезно, чем кричать о том, что «мы русские, православные, мы Гитлера победили»».

«Посев» – журнал, орган Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС); выходил с 11 ноября 1945 года. Использовал нацистскую пропаганду против Советской власти. Солидаристы готовили насильственное ниспровержение власти в течение второй половины  XX века. Приветствовали 1991 год. Падение коммунизма считали своей заслугой. «Жить не по лжи» – это разоблачать «преступления коммунизма», по Солженицыну.

Одна из статей в этом номере «Посева»: Георгий Вербицкий. «Еще раз о Власове»

Реалистичная картина причин голода, разорения крестьянских хозяйств в Центральной России, мятежах под руководством эсеров и белогвардейцев содержится в статьях Н. Заяца «Царская продразверстка. Как изымали хлеб у крестьян Воронежской губернии в годы Первой мировой войны» (Родина: журнал, 24 апреля 2016) и Д. Овчинникова «Епифанский мятеж. Он был типичным в голодающей Центральной России осенью 1918 года» (Родина: журнал, 2 марта 2016).

В то время советское правительство ещё не ввело продразверстку: она введена 11 января 1919 года. Крестьяне были разорены изъятием хлеба царским и Временным правительствами.

  • Вторая статья в сборнике «Дилетант» – «Американская помощь голодающим в России». Помощь в 1921–1922 гг. получили до 10 млн человек. Общий объём отправленных в посылках продуктов составил 75 тыс. т.
  • Третья статья – «Испытание голодом (18+) Воспоминания очевидцев массового голода 1921–1922 годов».

Максим Курников

С марта 2022 года работает в Германии, как и его коллега Екатерина Шульман*, выехавшая в Германию в апреле.

Максим Курников – бывший заместитель главного редактора радиостанции «Эхо Москвы». Руководитель интернет-издания «Эхо». Выпускник исторического факультета Оренбургского государственного педагогического университета, там же окончил аспирантуру, но диссертацию защищать не стал. Ученым не является. Журналист. Соведущий политолога Екатерины Шульман* в программе «Статус». Совместно с Александром Архангельским стал автором документального фильма «Голод» о голоде в Поволжье (1921–1922). В марте 2022 года Курников переехал в Германию, где стал ведущим редактором русскоязычной службы Bild. 28 сентября 2022 года в прямом эфире телеканала «Дождь» Курников объявил о скором перезапуске «Эха Москвы» в формате интернет-издания под названием «Эхо», руководителем которого он является.

Екатерина Шульман* внесена в реестр СМИ-иноагентов в апреле 2022 года. В этом же месяце уехала в Германию как стипендиат фонда Роберта Боша. Выступает в поддержку Украины. 20 марта 2022 года администрация социальной сети «ВКонтакте» заблокировала фан-группу Шульман* по требованию Генпрокуратуры. В заявлении ведомства было сказано, что в группе публиковались «заведомо ложные сведения о нападении России на Украину».

12 октября 2020 года Шульман* записала видеообращение в поддержку документального фильма «Голод» и предоставила в качестве лотом свои книги. Подробнее о деятельности Шульман* в Ельцин Центре.

«Голод» в Ельцин Центре

31 марта 2021 года в Ельцин Центре анонсировали фильм «Голод» в рамках совместного цикла лекций Ельцин Центра и журнала «Дилетант».

Гостями дискуссии стали Максим Курников, журналист «Эха Москвы» и историк Юлия Хмельницкая. Цель дискуссии – придать публичности то, что происходило в Советской России в 1920-е годы, рассказать о международной помощи голодающему населению. Более откровенен Курников был в интервью газете E1.RU. В Ельцин Центре Курников очень невыгодно смотрелся на фоне лекции историка Ю. Хмельницкой, которая не смогла изменить себе как профессионалу, не велась на провокации и дала обстоятельный комплексный анализ причин голода 20-х годов и борьбы с ним не только извне, но и советского правительства. Не обошла она и проблему бандитизма, оценила организаторов крестьянских выступлений уголовными элементами. Приходится сожалеть, что историк позволила себя вписать в эксперты эхо-фильма.

Курников в интервью свою работу ставит рядом с антисоветскими художественными книгами Гузель Яхиной, при этом претендуя на историзм.

«Когда ты читаешь, ты понимаешь, что это огромная трагедия в истории нашей страны. Историки-то знают ее хорошо, а в общественном сознании этого нет. Моя задача как раз была, чтобы мы добились того, чтобы появилась какая-то общественная дискуссия. И почти одновременно Гузель Яхина написала книгу «Эшелон на Самарканд», а журнал «Дилетант» посвятил голоду мартовский номер. А еще в Самаре работает съемочная группа, в которой решили, что мы обязательно снимем вещь, выгодную Западу, а им надо показать, что на самом деле голод победила ЧК. Ну, главное, чтобы там были аргументы достойные.»

О съемочной группе в Самаре, начавшей работу над объективным фильмом, мы расскажем ниже.

Александр Архангельский

Александр Архангельский – российский литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель, профессор Высшей школы экономики. Исторического образования не имеет. Окончил факультет русского языка и литературы, кандидат филологических наук. Профессор факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики. Председатель ассоциации «Свободное слово» (с 2017). В марте 2020 года подписал обращение против принятия поправок к Конституции РФ, предложенных президентом Путиным. В сентябре 2020 года подписал письмо в поддержку протестных акций в Белоруссии. В «Живом Гвозде» позиционирует себя как пацифист, выступающий против агрессии России на Украине. В Ельцин Центре представляет «патриота», представителя «великой русской культуры», он говорит от лица диссидентов, выехавших из России. Наиболее чётко выразил свою политическую позицию в интервью «Я предпочёл бы, чтобы 2022 года не было»:

«…в те же 90-е, оставалась перспектива. Ты понимал, что впереди что-то, что будет близко тебе. И это было обретение Родины. Потому что поздний Советский Союз я родиной не считал. Моим городом была Москва, это была родина. А государство как родину я не воспринимал. В 90-е мы через мучения обретали это чувство родины. Что это та земля, которая будет устроена благим образом, когда-нибудь, не сейчас, но будет».

«А перспективы, надо понимать, плохие. И крах коснулся всех институтов, в строительстве которых я принимал участие. Школу будут загонять в глубочайшую архаику, если раньше ориентировались на образцы 25-летней давности, то сейчас – на образцы 50-летней давности. Возвращение в школу «Молодой гвардии» Фадеева – это один из мелких симптомов. И НВП (начальная военная подготовка) – это реставрация, перешедшая в стадию реакции, реакция, перешедшая в стадию реванша».

«Я по-новому прочитал строчку Солженицына в его статье «Как нам обустроить Россию»: «Пробил час на башне коммунизма, и теперь главное, чтобы осколки не рухнули на нас, не погребли нас под собою». Осколки того мира, который мы строили, не коммунизма уже, а посткоммунизма, полетели на наши головы. <…>».

В июне 2022 года Александр Архангельский и Виталий Дымарский, редактор журнала «Дилетант», поговорили вновь на тему «Как голодали в СССР и почему об этом не хотят вспоминать?»

Архангельский подчеркнул, что он опирается на авторитет очень хорошего историка, директора по науке Ельцин Центра Никиты Соколова, исследователя «голода» в царской России. Никита Соколов в своей диссертации доказал, что в царской России  голода не было, подобного в СССР.

24 сентября 2022 года в одном из московских кинотеатров состоялась закрытая премьера фильма «Голод».

30 октября был организован первый публичный показ в Екатеринбурге в Ельцин Центре.

В ноябре показы прошли в Москве (Музей истории ГУЛАГа; Сахаровский центр*. Внесен Минюстом России в реестр НКО-иностранных агентов), в лектории Твери. Выход в широкий прокат был запланирован на конец 2022 года.

Безусловно, задача создателей фильма – распространение его на Западе через показ на  иностранных фестивалях условиях, когда отборочная комиссия призвана бойкотировать все русские фильмы независимо от того, о чем они. Тем не менее фильм прошёл на австрийский фестиваль. Фильм уже увидели Берлин, Ереван, теперь увидит Вена.

Архангельский как ведущий лектор Ельцин Центра, 30 октября 2022 года прибыл в Екатеринбург для показа фильма «Голод» и открытия нового цикла лекций «о культуре на переломе –  перестройка и далее», то есть до настоящего времени. Свои мероприятия он активно комментирует на «Живом Гвозде», куда после закрытия радио «Эхо Москвы» перебрались сотрудники и гости «Эха».

Ельцин Центр лишился фильма о голодоморе из-за Минкультуры РФ

Повторный показ фильма «Голод» в Ельцин Центре был запланирован, согласно афише, на 20 ноября. Однако 14 ноября Минкультуры отозвало прокатное удостоверение у документального фильма «Голод».

«Это решение связано с многочисленными жалобами на данную картину, поступившими в Минкультуры России от граждан. Фильм «Голод» был охарактеризован ими как неуместный для показа. Граждане указывают на содержание провокационной и шокирующей аудиовизуальной информации. Всё это, по мнению зрителей, может вызвать острую негативную реакцию в обществе, в связи с чем принято решение об отзыве прокатного удостоверения», – объяснили в министерстве.

Минкультуры 28 сентября выдало фильму прокатное удостоверение, однако его прокат в ряде кинотеатров в итоге был сорван. Ельцин Центр лишился фильма о голодоморе из-за Минкультуры РФ.

Александр Архангельский на «Живом Гвозде» о фильме «Голод» 15 декабря 2022 года: Почему государство мешает его посмотреть и прокатное удостоверение отозвали.

«Это битва памяти: мы знаем как прессуют Юрия Дмитриева, «Мемориал». Мешают нам показать, что американцы бывают хорошие. Объясняю это человеческой глупостью. Предательство национальной памяти».

*28 декабря 2021 года Верховный суд РФ ликвидировал Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» (признано в России НКО-иноагентом), удовлетворив иск Генпрокуратуры.

Историческая справка: Юрий Дмитриев – руководитель карельского отделения общества «Мемориал»*. Известен как один из составителей и издатель книг памяти жертв политических репрессий 1930–1940-х годов в Карелии, организатор экспедиций, обнаруживших и исследовавших места захоронения жертв политических репрессий в Сандармохе и Красном бору, многие из которых являются, по заявлениям историков,  жертвами советско-финской войны. В окрестностях Медвежьегорска действительно было шесть финских лагерей. В 2018 году Российское военно-историческое общество организовало в поддержку «финской версии» поисковую экспедицию в Сандармох. В 2020 году стало известно о возбуждении Следственным комитетом Российской Федерации уголовного дела по факту геноцида советских граждан в Карелии во время Второй мировой войны.

Дмитриев – человек с уголовным прошлым и настоящим. 29 июня 1978 года Прионежский районный суд Карельской АССР осудил Дмитриева, в то время работавшего инструктором турбазы «Косалма», виновным в нанесении тяжких телесных повреждений кочегару турбазы. Суд назначил Дмитриеву за это преступление 3 года лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии общего режима. Из колонии Дмитриев вернулся «антисоветчиком». С 2016 года находится в заключении. В 2020 году был осуждён и приговорён к 13 годам заключения по обвинению в насильственных действиях сексуального характера. В декабре 2021 года срок продлён до 15 лет. В поддержку Дмитриева развернулась общественная кампания.

После отзыва прокатного удостоверения Архангельский анонсировал через «Живой Гвоздь» просмотр фильма на площадке YouTube.

Другой фильм «Победить голод» от киностудии «Самарафильм»

В Самаре эхо-журналисты столкнулись со съемками документального фильма киностудией Самарафильм «Победить голод». Киностудия «Самарафильм» осуществляет производство документальных, учебных, научно-популярных фильмов. Автором проекта стал Олег Ракшин.

Если в эхо-фильм заложили статьи «Дилетанта», которые писал, по его словам, Максим Курников, то Ракшин опирался на многолетние научные исследования, которые вели отец и сын Геннадий и Григорий Циденковы. После смерти отца у Григория Геннадьевича остался огромный архив документов о голоде в Поволжье, часть которых он разместил в своём ЖЖ в 2016 году. Григорий Циденков решил завершить работу отца. (Теория голода)

Историк Григорий Циденков против Курникова и Архангельского о голоде в Поволжье в начале 1922 года

Григорий Циденков, краевед из Самары, профессиональный историк,
кандидат социологических наук.
7 лет работает над докторской диссертацией
«Голод в России в начале 20-х годов XX века».

Интервью с Григорием Циденковым: «Голод приходил в Поволжье каждые семь-восемь лет»

О причинах голода:

«Основная причина, которая существовала постоянно, и которая никуда не делась до сих пор, – это география. Россия объективно находится в зоне рискованного земледелия, где урожайные года перемежаются с неурожайными, засушливыми. Как раз тогда, в начале XX столетия, мы вступили в полосу засух, которые, к слову, были самыми сильными за все время наблюдений. Засуха была аномальная – она убила весь урожай не только в Поволжье, но и на Северном Кавказе, на Украине и в Крыму. Следом в этом ряду я бы назвал разорение крестьян Гражданской войной и предыдущими годами Первой мировой войны. Кроме того, свой вклад внесло и отсталое земледелие – никак не могли ввести нормальный севооборот. Отсутствие мелиорации, хроническое отсутствие у крестьян запасов зерна. Ну и, разумеется, специализация Поволжья на товарном производстве хлеба. В более или менее значительных количествах сеяли только и исключительно хлеб, который потом шел на рынок. Другие сельскохозяйственные культуры, которые могли бы в случае хлебного неурожая как-то компенсировать потери и прокормить крестьянство, были не в чести, поскольку не приносили прибыль, что называется, «здесь и сейчас». Такой монокультурный регион. Именно этот комплекс причин и приводил к голоду, причем регулярно».

 

О продразверстке как факторе голода:

«То, что продразверстка была причиной голода – несусветная глупость. Продразверстка – инструмент для борьбы с голодом. Одна из реагирующих мер. То есть продразверстка – это следствие голода, а следствие никак не может быть причиной. Дело в том, что голод пришел к нам раньше, чем в 1921 году. В 1916 году наметились серьезные проблемы с продовольствием. В 1917–1919 гг. армия и города уже голодали. При Временном правительстве, в августе 1917 года, армия была снабжена продовольствием где-то на треть. В 1918–1919 гг., случались перегибы. Встречались банды, которые сами себя называли продотрядами, не имея на то никаких полномочий. Проявились и ошибки в самой разверстке. Но все это было не критично. Благодаря этой политике выжили, например, города Центральной России. Между прочим, продразверстка использовалась, так сказать, и в обратную сторону, когда из городов изымались излишки запасов, чтобы кормить деревню. Не будем забывать еще и то, что 1920 год – это последний год продразверстки. Если уж говорить о роли большевиков, то им в заслугу следует поставить отмену продразверстки. [Продразверстка была введена царским правительством в 1916 году, продолжена Временным правительством, отменена большевиками в октябре 1917, вноввь введена ими в январе 1919 в условиях гражданской войны – Примеч. МС]. Как раз в 1921 году ее заменили продналогом. Так что повторю: считать продразверстку причиной голода ни в коем случае нельзя, но фактором, усилившим голод в отдельных местностях – можно».

Документальный фильм «Голод в Поволжье. Работа санитарного поезда по спасению детей Башкирской и Татарской республик»

Этот сюжет был использован Гюзель Яхиной для её книги «Эшелон на Самарканд». В документальном фильме, снятом в 1921 году, показано гуманистическое отношение к детям, которых перевозили в более благополучные районы. Чтобы не занести тиф, их мыли, стригли наголо, сжигали старую одежду, переодевали в новую, кормили. Зрители канала «Самарафильм» могут сравнить реальную отправку детей из голодающего Поволжья в 1922 году в хлебородные регионы страны с тем, как это себе представляет автор «Зулейхи».

Кадр из документальной кино-съёмки, 1921

Циденков после пресс-конференции Яхиной в ТАСС высказался, что писательница «сплагиатила» его исследование по истории эвакуации детей в голодные 1920-й и 1921-й  годы в Поволжье, так как о санитарном эшелоне она могла узнать только из его работ (У Яхиной эвакуация в 1923-м, когда детей уже возвращали). При этом, реалии она заполнила художественным вымыслом, извратив многие исторические факты. (Григорий Циденков: Об эшелоне в Самарканд Гузель Яхина могла знать только из моей публикации // Новости Татарстана, 12 марта 2021 /

Кадр из документальной киносъемки, 1921.

У Гузель Яхиной нашлось достаточно защитников, и дело даже не в плагиате, а в представлении важности художественного вымысла для литератора в трактовке отечественной истории.

«Массовый читатель не заглядывает в исторические работы, а романы Яхиной читает»

«Новое поколение остро нуждается в историческом просвещении, фильме «Колыма» Дудя или вот романах о советском прошлом. Благодаря прозе Яхиной сотни тысяч российских читателей впервые открыли для себя эти весьма мрачные страницы русской истории»

рассуждает Майя Кучерская, писательница, кандидат филологических наук (МГУ, 1997), доктор философии (Калифорнийский университет, 1999), профессор факультета филологии НИУ ВШЭ.

Майя Кучерская на своем мастер-классе по подготовке писателей образца Яхиной и Дудя
в магазине «Пиотровский»
(Ельцин-центр, Екатеринбург). 20 января 2018 года

Комментарии Мягкой Силы к эхо-фильму «Голод»

Съемки документальной картины «Голод» начались в 2020 году, проект был задуман пропагандистами «Эха Москвы» и воплощался на платформе исторического журнала «Дилетант» эхо-журналистами, поставившими цель противопоставить американский гуманизм злодеяниям большевиков, что является политической спекуляцией, приёмом «пляски на костях» в интересах западной информационной войны. Приём этот не нов, он широко использовался в пропаганде нацистов в 30–40-е годы прошлого века, а во время «холодной войны» ЦРУ. «Эхо» решило открыть миру, якобы, скрываемую в России историю голода, охватившего в начале 1920-х годов «35 губерний Советской России с общим населением примерно 90 миллионов человек, и о том, как граждане разных стран старались помочь голодающим».

При этом уже в анонсе фильма в 2020 году акцент был сделан на то, что голод стал итогом политики большевиков, а США спасли Россию.

«Спесь и самодовольство большевистского режима моментально слетели, когда в результате Гражданской войны и их безумной экономической политики, некогда богатая аграрная страна, оказалась перед лицом страшного голода! Начало 20-х ознаменовалось ужасными периодами засухи, которые окончательно сломали систему продовольственного снабжения в стране, а «комиссары в пыльных шлемах», да фанатики в кожанках, никак не могли угрозами расстрела поднять урожайность» (Сборник рассказов. Серия: История без лжи)

При этом в анонсе умалчивается, что государственный переворот в феврале 1917 гола в России организовали не большевики, а соратники царя по Государственной думе – кадеты и часть октябристов при содействии внешних союзников по военному блоку – стран Антанты. В апреле 1917 года к Антанте присоединились США. Экономическая катастрофа во многих странах мира была следствием правительств, развязавших мировую войну. В России она была доведена до крайности либералами Временного правительства и белогвардейцами, опиравшимися на внешнего врага России – интервентов Германии, Англии, Франции, США, Японии и других стран, мечтавших воспользоваться развалом России и отхватить её территории в свою пользу.

Причины голода, охватившего разные страны после Первой мировой войны, при этом не  раскрываются. Подборка документов и фотоматериалов о голоде в Германии, Польше, Сербии и других странах содержится в статье от 2013 года «И снова, о голоде 1920-х». Статья стала ответом её автора на пост о квакерах в Бузулуке «не только как демонстрации благородной работы квакеров, но и как свидетельства звериной сущности советской власти, замыслившей уморить народ».

«На фотографиях – дети , которых кормит Администрация Американской помощи. Но это – не русские дети. Это дети Польши. Как я уже упоминала, в 1920-м году американцы, несмотря на окончание войны, продолжают кормить Европу, потому что Европа себя прокормить еще не может.»

Читатель удивится, пишет газета Literal Digest в 1920 году, война закончилась, а мы продолжаем кормить Европу, и демонстрирует карту распространения голода.

Помимо еды детям Европы требуется одежда. Газета сообщает, что новорожденных в европейских роддомах завертывают в газеты, десятки тысяч имеют лишь какую-то одну часть одежды и вынуждены будут ходить босиком зимой, многие вынуждены оставаться в постели, потому что им вообще нечего надеть.

«Скоро Европа обносится на столько, что будет совершенно голой, чего не было со времен наполеоновских войн», – пишет газета.

Американцев призывают поделиться поношенной одеждой с европейскими детьми.

А вот ещё обращение  в газете прийти на помощь детям Германии:

«Берлинские дети настолько худы, что напоминают живые скелеты, многие из них полураздеты, остальные одеты в лохмотья. Семьи из шести-семи, и даже десяти человек ютятся в подвальных комнатах, по сравнению с которыми подвалы фабрик кажутся раем – там тепло, светло и чисто».

Или:

«Немецкие дети едят, благодаря квакерской помощи. Смерть от туберкулеза в Берлине достигла 61.000, а в 1918 была уже 91.000. Сегодня эти цифры еще выше. Доля туберкулеза в госпиталях увеличилась в 3.5 раза по сравнению с 1908 годом. За период с 1907 по 1917 год смертность от истощения среди детей до пяти лет увеличилась на 300 %. Сегодня эти цифры еще больше».

На фото многие дети столь же истощены, как и дети Поволжья, многие находятся в госпиталях, где лечатся от рахита и других последствий истощения. При этом, голод охватил либеральную Веймарскую республику, где не было у власти коммунистов.

Германия – кормят детей, кто смог сам дойти до школы.

Вена. Причины массового голода – последствия войны

Ни в одном цивилизованном городе в мире вне России – если считать Россию цивилизованной – нет столько болезней, нищеты, невзгод и несчастья, сколько можно увидеть в Вене.Так начинается статья доктора Макфи за январь 1921 года.

Постояльцы венских гостиниц все так же наслаждаются икрой, на улицах полно голодных попрошаек. Но, несмотря на то, что в магазинах все так же продают цветы, а в кабаре подают шампанское,  Вена умирает.

Когда-то Вена была медицинской Меккой, но сегодня  смертность среди детей до пяти лет увеличилась на 30% по сравнению с довоенными годами, а смертность между 15 и 20 лет – увеличилась более, чем в два раза.

Вена определенно умирает, хотя никто, возможно, кроме чехов, не желает ее смерти. Диагноз болезни прост – при развале Австро-Венгерской империи Вена оказалась отрезанной от угля, которым снабжались ее фабрики, и от зерна, которым питались ее жители, теперь она должна все это покупать у других стран по завышенным ценам.

От благотворительной помощи толку мало, потому что она лишь кормит голодных, не изменяя положения вещей. Денег, потраченных на благотворительность, вполне хватило бы на кредитование предприятий. Помимо этого, вполне возможно создать англо-австрийскую компанию, которая займется иммиграцией английских и шотландских фермеров в Австрию для подъема сельского хозяйства.

Если сильные державы не помогут сейчас Вене, то ей ничего не останется, как обратиться опять к старшему брату – Германии.

Американская организация ARA ежедневно кормит тысячи голодающих детей Вены

Германия. Причины массового голода – последствия войны.

«Берлин выглядит процветающим – большие гостиницы и рестораны, театры всегда заполнены посетителями, все очень дешево для туристов из Англии или Америки.

Но берлинские дети настолько худы, что напоминают живые скелеты, многие из них полураздеты, остальные одеты в лохмотья. Семьи из шести-семи, и даже десяти человек ютятся в подвальных комнатах, по сравнению с которыми подвалы фабрик кажутся раем – там тепло, светло и чисто.

Одежда после стирки дает возможность убедиться, до какой нищеты доведены ее владельцы. Пожалуй, самым трагичным  является то, что эти семьи раньше были вполне обеспеченными. Дома, которые посещал наш корреспондент, принадлежали к среднему классу, теперь же в них обои отстают от отсыревших стен, простыни с кроватей ушли на пошив  белья, разбитые окна закрыты картоном или забиты досками, отчего комнаты стали еще темнее. Комнаты сдаются в поднаем, чтобы иметь возможность  уплатить ренту, и семьи вынуждены ютиться в тесных помещениях».

«Насколько тяжело Германия расплачивается за войну, можно понять, глядя на детей. Наш корреспондент наблюдал детей едва ли в ярд ростом, не умеющих ходить. На вид им можно дать два года, на самом деле им семь или восемь. В Берлине он встретился с женщинами из высшего общества, которые страдали туберкулезом в результате полуголодного существования  во время войны. Что же говорить о детях. Смерть от  туберкулеза в Берлине достигла 61.000, а в 1918 была уже 91.000. Сегодня эти цифры еще выше. Доля туберкулеза в госпиталях увеличилась в 3.5 раза по сравнению с 1908 годом.

За период с 1907 по 1917 год смертность от истощения среди детей до пяти лет увеличилась на 300 %. Сегодня эти цифры еще больше.

С голодом борются разные благотворительные организации, одна из них, вероятно, самая главная, American Friend’s Service Committee, The Quakers. Квакеры ежедневно кормят 700.000 немецких детей, они надеются увеличить эту цифру до миллиона, но и в этом случае, многие дети останутся без помощи. Спасение детей – не только благотворительное дело, это дело имеет экономическую важность и большое международное значение. Американские квакеры организуют ежедневные обеды в лейпцигской школе: 700 тысяч детей ежедневно получают в Германии достаточное питание».

И не менее важное, не замеченное эхо-историками, голодающая Европа продолжает голодать после войны, получая помощь на восстановление, Россия же находится до 16 января 1920 года в экономической блокаде. Помощь получает только Белая Россия (Колчак, Врангель и их формирования, военные госпитали). 16 января 1920 года Лига наций решила снять блокаду, разрешив продавать голодающей России медикаменты, сельскохозяйственное оборудование и другие товары, но …лишь в обмен на зерно и лён.

Как кормят в Москве.
Квакеры о гуманизме Советской власти в борьбе с голодом.
Главная забота власти – дети.
Кампания за чистоту, организованная Комиссариатом Здравоохранения, оказалась невероятно эффективной.

  • О пайке.

«Паёк – это первое слово, которое Вы узнаете в России. Он означает норму питания. На сегодня существует три вида пайка: дипломатический, полудипломатический и обычный.

Практически все иностранцы получают диппаёк, ответственные работники и работающие на высокопроизводительных фабриках и заводах получают полудипломатический паёк, все остальные – обычный. Крестьяне кормят себя сами тем, что вырастили. В дополнение к пайку государственные служащие получают небольшую зарплату, а часто – её  эквивалент в виде фунта хлеба, пяти яиц в месяц по рыночным ценам. Сегодня рабочие могут обменять очень малую часть произведённого ими продукта на продовольствие.

Однако, паёк на кухне отличается от пайка на бумаге. На бумаге в паёк входят свежие яйца и овощи, жиры и разные другие наименования, которые в реальности не попадают на кухонный стол, потому что их не хватает. На практике сыр, макароны, жиры и овощи отсутствуют, или намного снижены по сравнению с заявленными цифрами. Даже хлеб часто отсутствует, а в Петрограде и других городах условия выживания гораздо хуже, чем в Москве. Этот чёрный хлеб, который составляет большую часть рациона, представляет собой непропечённую субстанцию, в которой, как заявляется, присутствует всё  необходимое для насыщения человека. После того, как я некоторое время им питался, я могу в это поверить. Когда он не сильно чёрствый (двухдневной давности), он не так плох, многие иностранцы к нему привыкают».

 

  • О тех, кого кормят лучше.

«Некоторые группы получают дополнительный рацион. Это – рабочие ночных смен, слабые и больные, им дают яйца, сыр, мясо, крупы, муку высшего сорта. Лучше всех кормят детей. Когда с рационом совсем плохо, рабочий паек урезают в интересах детей».

 

  • О санитарной гигиене.

«Больше всего не хватает молока, жиров и мыла. Мыла в России не хватает всем. И это, несмотря на то, что люди в России удивительно чистые, гораздо чище, чем были французские крестьяне во время войны. Кампания за чистоту, организованная Комиссариатом Здравоохранения, оказалась невероятно эффективной. Многие детские учреждения в Москве стирают простыни вместо мыла золой. Избалованные иностранцы поражаются результатом. Однако, мылом стирать было бы проще».

 

  • О дисциплине:

«Вся помощь в России достигала адресата»

«Распределение производится через школы. Таким образом, работа квакеров, в основном, посвящена детям. В мае, например, более 70 тысяч детей Москвы получили по кусочку мыла. Я провел целый день, доставляя мыло в школы. Каждая школа предоставляла список учеников, подсчитывался итог, передавалось под подпись необходимое количество мыла. Затем каждый из детей расписывался в получении своей порции. Утечка могла случиться лишь в крайне незначительном случае».

 

  • Про газетные утки.

«Прекрасная демонстрация того, что вся помощь достигала адресата – рынок. Ни одной баночки молока или кусочка мыла из квакерской помощи не проникло на рынок, а каждое сообщение о таких фактах тщательно проверялось. Рассказов о разбазаривании гуманитарной помощи в России миллион. Однако убытки квакеров были не больше, чем убытки при распределении такой помощи в Германии. Эти рассказы можно поставить в один ряд с рассказами о национализации женщин, о падении Петрограда, о ссорах Ленина с Троцким и другими газетными утками. Для каждого, знакомого с организацией помощи, даже в Западной Европе, это – удивительно. Три раза вагоны с грузом пропадали, и было подозрение, что их похитили. Но каждый раз их находили. В России существует воровство, как и в других странах, но квакерские грузы не подверглись расхищению. До квакеров доходили разные истории, однажды им рассказали о том, как продают на рынке их шоколад, однако, в то время квакеры еще даже не успели его импортировать».

«Советские официальные лица никак не вмешивались в квакерскую работу. Наоборот, они щедро снабжали их горючим для транспорта, предоставили помещение для офиса»

 

  • О сотрудничестве с Советами.

«Сотрудничать с Советским правительством можно, не все английские и американские сердца закрыты для страдающей России»

«Вместо этого ставится вопрос: кто виноват. Отвечают по известным калькам: «Спесь и самодовольство большевистского режима моментально слетели, когда в результате Гражданской войны и их безумной экономической политики, некогда богатая аграрная страна, оказалась перед лицом страшного голода! Начало 20-х ознаменовалось ужасными периодами засухи, которые окончательно сломали систему продовольственного снабжения в стране, а «комиссары в пыльных шлемах», да фанатики в кожанках, никак не могли угрозами расстрела поднять урожайность». (Сборник рассказов. Серия: История без лжи)

Читаем дальше:

«США оказывали помощь Советам еще в 1919 году, но тогда она была встречена с явным раздражением от властей страны и программу срывали под любым предлогом, ведь это был колоссальным имиджевый удар».

Очевидно здесь намёк на американских кураторов Колчака.

Антироссийская цель пропагандистской акции в условиях, когда страна оказалась втянутой «коллективным Западом» в войну с Украиной налицо – это рассорить народы, которые совсем недавно составляли единое государство, повысить авторитет США, оправдать санкции против России как «страны-агрессора», якобы, аннексировавшей у Украины Крым и развязавшей войну против «украинской независимости».

Филолог Александр Архангельский поддержал инициативу журналиста «Эха» Максима Курникова (оба не являются историками) – расширить представление о «трагической истории нашей страны в  XX веке. Они решили «раскрыть глаза» всему миру на  4  голодомора в России по вине большевиков:

«…Это голод Поволжья и Южного Урала. За ним разразился невероятный казахский голод (хотя и в 20-е годы казахи пострадали), потом украинский, и, наконец, послевоенный – 1946–47 годов. Такая трагическая склейка истории нашей страны в 20 веке».

Отличное средство подпитать национализмы по украинскому сценарию.

Напомним «дилетантам», что голод 20-х годов не был забыт и не скрывался в нашей истории. Тем более тема муссируется  проамериканскими ЦРУ-исследователями, украинскими «общественными деятелями» (националистами) посредством мифов об искусственном голодоморе, организованном как «геноцид нерусских народов». Для подкрепления мифа они использовали фотоархив норвежского полярника и филантропа Фритьофа Нансена «Свидетельства о голоде 1921 – 1923 гг. в Советской России».

Забыли, скорее, историю американской интервенции в Россию. В этом безусловная заслуга либеральных историков, делающих всё, чтобы российский народ каялся за свою советскую историю, за то, что не поддержал Колчака, принявшего британское подданство. Вместе с тем, в США выходят серьёзные научные труды по этой тематике публицистические статьи в СМИ с заголовками: «Вторжение Америки в Россию: правда,  или ложь?». Западную историографию этого вопроса можно найти в книге Сергея Волкова «Золото Колчака. Чехословацкие легионеры. Американский экспедиционный корпус (Принт Лайн, 2021)». Можно книгу С. Волкова считать ответом авторам фильма «Голод», который снимался в то же время, но в нем нам рассказывают только о «добрых американцах», скрывая истинные цели их вторжения в Россию. Не понятно, почему факты из книги не учтены в их «документальном фильме». Как-то выборочно эхо-историки  поработали в архивах США, Англии, да и в России.

Поделиться ссылкой: